Джордж Байрон или галстук «по байроновски»
Эпиграф:
Этот мир лукавства и обмана
Я б променять на край хотел,
В котором свободно дышит грудь
Между темных обрывов и хребтов.
Я пробью себе дорогу к Вершинам Славы,
Но только не бесчестием.
Джордж Байрон
Сегодня в деловом мире нельзя обойтись без такой простой, но важной детали одежды, как галстук. Деловые люди, принимая участие в важных встречах или собрании, непременно надевают его. Для кое-кого этот клочок материи уже стал частичкой его повседневной одежды. Но много кто: не задумывался над его большой историей.
Первое упоминание о галстуках можно найти в истории Древнего Египта, где кусок ткани правильной геометрической формы, накинутый на плечи, служил своеобразным символом социального статуса его владельца. Также одними из первых галстук носили древние китайцы. Об этом свидетельствуют каменные статуи возле усыпальницы императора Шихуань Ди — на шеях вельмож
Появление в Древнем Риме шейных платков ознаменовало начало эпохи галстуков в современном понимании этого слова. Тем не менее настоящей победой этого символа мужского гардероба принято считать 1635 год. После победы над янычарами турецкого султана хорватские воины были приглашены к французскому королю Людовику Тринадцатому, что было наградой за мужество и выявленную на поле боя доблесть. Офицеры хорватской армии носили тогда пестрые шелковые шейные платки. Новая деталь гардероба настолько понравилась французскому королю, что он не удержался и тоже повязал на шею что-то подобное, став первым законодателем моды на галстуки в Франции, а так и — всей Европы. Отсюда и одна из версий происхождения французского слова галстук как производной от самоназвания хорватов.
Следует отметить, что без дальнейшего распространения моды на ношение галстуков в Англии навряд ли они бы получили то значение, которое имеют в современной деловой моде. В Англии ношение галстуков было сведено в ранг высокого искусства, а джентльмену предлагалось на выбор до сотни разных способов завязывания. Самым серьезным оскорблением для мужчины было критическое замечание относительно его галстука.
Загадочный поэт лорд Байрон, чью стройную фигуру в бархатном приталенном пальто возвеличивает оригинальная прическа, — типичный денди. Воображение сразу рисует картинку: элегантный мужчина, безупречный костюм, возможно, даже смокинг, изысканный галстук, ленивые отточенные движения, пренебрежительная улыбка. Продолжим путешествие мысленным музеем истории моды. В 1827 году известный писатель Оноре де Бальзак написал книгу под названием «Искусство ношения галстука», в которой объяснил эстетичную необходимость связывать галстук. Галстук «по-байроновски» должен был быть связан широко, т. е. затягивал горло. Итак, вы уже привыкли, что на уроках зарубежной литературы мы ведем речь об известных писателях, а героем сегодняшнего урока станет законодатель английской моды лорд Байрон.
«Во всем, что связано с гением лорда Байрона, можно обнаружить определенную оригинальность. Поэтому мы не увидим в способе завязывания галстука славным поэтом ни красивости, ни аккуратности, как это приписывается модой.
Самое малейшее сдавливание тела почти всегда «связывает дух». Как узнать, насколько способен туго затянутый галстук сковать полеты фантазии и удушит мысль?
Певец Корсаров, он избежал всех оков.
И галстук, названный в его честь, значительно отличается от всех других галстуков: вместо того, чтобы приложить его сначала спереди на шею, он прикладывается к шее сзади, а затем два конца перетягиваются вперед и завязываются на большой узел под подбородком, узел должен был иметь в ширину как минимум 4 дюйма и из него должны были выходить два выразительных конца. Этот галстук был особенно удобен полетом и для путешествий, потому что повязывался вокруг шеи только один раз и не слишком стягивал шею.
Мода на Байрона была очень долговечной. Ни один поэт не изменил настолько традиционный взгляд на человека, мир, в котором он живет, общество, политику, моду, постоянные литературные каноны, как это удалось Байрону. Поэт был чуть ли не самым популярным литератором не только в Англии, но и во всем читающем мире XIX столетия и создал произведения, герои которых влияли не только на людей, которые писали, но и на читателей, которые старались «строить жизнь» за Чайльдгарольдом или Манфредом — герои его произведений стали стилем жизни целого поколения.
Выразительное чтение учителем поэзии Марины Цветаевой «Поклонник Байрона».
Ему в окно стучатся розы,
Струится вкрадчивый аккорд.
Он не изменит гордой позы,
Поклонник Байрона, — он горд.
В саду из бархата и блесток
Шалит с пастушкою амур.
Не улыбается подросток,
Поклонник Байрона, — он хмур.
Чу! За окном плесканье весел,
На подоконнике букет.
Он задрожал, он книгу бросил.
Прости поклоннику, поэт!
Для эпохи романтизма характерное представление о необходимости прямой связи биографии художника и его творчества. Поэт должен был жить согласно тем идеалам, которые провозглашались в его творчестве. Это предоставляло поэзиям особой силы и эмоционального влияния. Свободолюбивый дух Байрона нашел воплощение в его поэзии. Жизнь поэта, его творчество — это социальная и духовная история Европы начала XIX ст. Лина Костенко называла поэзию «бессмертным прикосновеньем к душе». Предлагаю вам попробовать «притронуться» к творчеству кумира многих людей, непревзойденного поэта, аристократа за происхождением. Мы можем узнать с его поэзий, что Байрон среди всех романтиков был наиболее субъективным. Во всех его героях активно прослеживается авторское «я». Свои стихи поэт писал экспромтом, некогда не правил то, что изложил на бумаге.