Поздние романы Жюля Верна
В любой биографии Жюля Верна можно встретить целые главы, посвященные опровержению легенд о личности писателя. Но одновременно создавались другие легенды, которые решительно противоречат объективным фактам его творческой биографии. Вдохновенный певец научного прогресса и «чудес техники» — такой Жюль Верн устраивает его биографов. Но Жюль Верн — моралист, сатирик и обличитель империализма- никак не укладывается в привычное шаблонное представление о его творческой деятельности, удивительно упрощающее и снижающее идейный пафос
Распространено ошибочное мнение, что последним значительным романом Жюля Верна был «Робур-Завоеватель», а все остальные, написанные после 1886 года (ни много ни мало, — тридцать пять романов!), — всего лишь жалкие плоды непомерно затянувшейся творческой агонии, медленного старческого угасания.
И это сказано об авторе таких романов, как «Два года каникул», «Вверх дном-, «Семья без имели», «Миссис Брэникен», «Удивительные приключения дядюшки Антифера», «Плавучий остров», «Ледяной
Вызывает удивление и такой, на первый взгляд, несущественный факт, что тот же самый Джордж Уолтц, заполнивший свою книгу о Жюле Верне мельчайшими бытовыми подробностями, даже не счел нужным упомянуть о существовании замечательного сатирического романа «Вверх дном», — не только в самом тексте книги, но. и в библиографическом перечне «Необыкновенных путешествий».
Романы, написанные после 1886 года, заслуживают, на наш взгляд, не меньшего внимания, чем книги, стоящие в начале списка «Необыкновенных путешествий». Поздние романы, как уже говорилось выше, опровергают традиционные представления об идейной и художественной эволюции Жюля Верна.
Вторая половина литературной деятельности писателя совпала с периодочг агрессивных, захватнических войн и ожесточенной борьбы империалистических государств за передел мира, с периодом подготовки мировой войны и решительных революционных выступлений пролетариата. Сама действительность подсказывала Жюлю Верну новые замыслы и темы, которые республиканец-демократ «поколения сорок восьмого года» решал со свойственной ему прямотой и честностью. Несмотря на то, что вопросы войны и мира, добра и зла он трактует не столько в социальном и историческом, сколько в отвлеченно-этическом плане, его поздние романы нередко приобретают ярко выраженную сатирическую направленность. Некоторые из них написаны в форме прозрачной аллегории, наводящей на мысль о враждебности современного писателю общественного строя народу и прогрессу.
Писатель сатирически изображает захватнические устремления и шовинизм буржуа, соперничество между долларом и фунтом стерлингов, чудовищные преступления колонизаторов и милитаристов, пагубную власть золота и погоню за наживой, грандиозные мошенничества и неслыханные спекуляции финансистов и дельцов, попытки незадачливых диктаторов возвыситься над «толпой» и установить свое господство, и т. п.
В поздних произведениях Жюля Верна заметно нарастает политическая и социальная острота. Мысль писателя делается более зрелой и глубокой. Он становится еще более нетерпимым к тому злу, которое принесло народам всего мира господство реакционных сил. Свойственная ему добродушная усмешка нередко переходит в горькую иронию, беззлобный юмор — в гротеск и сатиру. В некоторых романах преобладает мрачная трагическая атмосфера. Писатель уже окончательно разуверился в возможности мирного прогресса в существующих условиях, а методы революционной борьбы оставались для него чуждыми и неприемлемыми. Отсюда — нотки пессимизма, которые появляются в его поздних романах («Флаг родины», «Властелин мира», «Потерпевшие крушение на «Джонатане» и др.).
По-прежнему воспевая науку и научное творчество, Жюль Верн стремится теперь доказать, что важна не только наука сама по себе: не менее важно, в чьих руках она находится и каким целям служит. Только наука, служащая чистым, благим намерениям, имеет право на существование. Из романа в роман переходит образ разочарованного непризнанного изобретателя, становящегося игрушкой враждебных «демонических» сил. Злодеи и деспоты, использующие силы науки ради своего обогащения и укрепления диктаторской власти, неизбежно навлекают на себя гибель. Эту мысль писатель проводит во многих романах.
Жюль Верн остался чужд идейному упадку, характерному для буржуазной общественной «ысли, науки и искусства конца XIX, начала XX веков. Он сохранил прочную связь с демократическими и реалистическими традициями французской литературы. Его не коснулись модные в то время махистские идеи, идеалистические представления о том, что «нет материи, а есть только энергия». Жюль Верн всегда придерживался здоровых материалистических взглядов на природу. Его фантазия по-прежнему исходила из передовых научных теорий и опиралась на последние данные лабораторных экспериментов. В то же время Жюль Верн неоднократно выражал свое резкое отрицательное отношение к литературному модернизму и ядовито высмеивал в поздних романах писателей декадентской школы.
Реакционным буржуазным литераторам, прославлявшим индивидуализм и ницшеанского «сверхчеловека», он противопоставлял свои демократические убеждения, своих положительных героев, действующих на благо науки и прогресса.
Вместе с тем Жюль Верн и в своем позднем творчестве, если оставить в стороне неудачные романы, поражает калейдоскопическим разнообразием сюжетов, искусством композиции, живостью описаний, стремительностью диалога, гибкостью языка, искрящимся остроумием и парадоксальностью.
Можно ли после этого, не погрешив против истины, говорить о том, что писатель в старости выдохся и деградировал?
Да, несомненно, после 1886 года в творчестве Жюля Верна намечается эволюция, но не угасание и упадок, а редкий в старческие годы духовный и творческий подъем.
Особенно это видно в тех его лучших произведениях, в которых ярко выраженная политическая тенденциозность воплощается в сатирической, иногда даже памфлетной форме с далеко идущими иносказательными обобщениями. Сатирические выпады теперь направлены, в первую очередь, против господства и агрессивных действий реакционной империалистической буржуазии, накладывающей определенный отпечаток также на общественный и бытовой уклад в своих странах. Предметом постоянных язвительных насмешек становится также неуемная вражда и соперничество между сильнейшими империалистическими государствами.
К концу XIX века Соединенные Штаты Америки превратились в самую мощную индустриальную державу, занявшую первое место в мире по своей промышленной продукции. Последнее десятилетие века знаменуется все более активными действиями американского капитализма на международной арене, его наступлением на континент и острова Тихого океана. Американские магнаты требовали своей доли в мировых колониальных владениях.
Жюля Верна по-прежнему радовали успехи науки и техники, восхищали индустриальная мощь и огромные перспективы промышленного роста молодого заокеанского государства. В то же время ему внушали тревогу некоторые нездоровые тенденции в развитии современной науки, растущие агрессивные настроения финансовой и промышленной буржуазии, военные приготовления великих держав и другие общественные факторы, несовместимые с его демократическими и гуманистическими убеждениями. Поэтому не могло не измениться отношение писателя и к своим старым героям. . Спустя четверть века после появления романа «С Земли на Луну» Жюль Верн выступил с сатирическим романом «Вверх дном» (1889), в котором читателям снова встретились знакомые лица — члены балтиморского «Пушечного клуба».