Герои фантастических романов Жюля Верна
Менее всего он был сведущ в ботанике и зоологии. Когда речь заходит о редких растениях или животных, Жюль Верн часто ограничивается номенклатурным перечнем и поверхностными описаниями. По словам академика В. А. Обручева, даже в таком замечательном романе, как «Двадцать тысячь лье под водой», писатель «нередко дает сухие перечисления, латинские названия десятков животных, которые путешественники видели сквозь иллюминаторы «Наутилуса».
Специалисты часто упрекают Жюля Верна за промахи, особенно по части зоогеографии и геоботаники.
Чтобы проверить Жюля Верпа, Шарко решил повторить опыт доктора Клоубонни, которому удалось зажечь трут с помощью кусочка пресноводного льда, выточенного в форме линзы. Жюль Верн оказался прав: трут загорелся. Подтвердилась и другая выдумка доктора Клоубонни: выстрелило ружье, заряженное шариком замерзшей ртути.
Стремясь охватить в «Необыкновенных путешествиях» все страны и все народы, все моря и океаны, растительный и животный мир всего земного шара, Жюль Верн создал единственную в своем роде географическую эпопею, какой еще не бывало до него в художественной литературе.
Стоит напомнить, с каким оптимизмом Жюль Верн показывает скептикам необходимость освоения Северовосточного пути из Атлантического в Тихий океан. Упомянутый уже Эрик Герсебом успешно преодолевает Северо-западный проход из Атлантики в Берингов пролив и возвращается в Скандинавию Северо-восточным путем, вдоль сибирских берегов, проделав, таким образом, за одну навигацию кругосветное плавание в полярных водах России и Канады. Но практически, как известно, Северо-восточный путь был освоен только советскими моряками. Наши корабли совершают регулярные сквозные рейсы по этой важнейшей трассе.
В романе «В стране мехов» вынужденное путешествие горстки храбрецов на дрейфующей льдине, от мыса Батерста на северном побережье Канады до Алеутских островов, изображено настолько правдоподобно, что многие обстоятельства этого путешествия (постепенное таяние ледяного острова, превратившегося затем в крохотный обломок, торошение, образование трещин и разводьев, опасности, пережитые в пути) действительно повторялись на дрейфующих ледяных станциях «Северный полюс».
Французский полярный путешественник Жан Шарко был поражен удивительным сходством суровой природы Антарктики с описанием арктических ледяных просторов в «Путешествиях и приключениях капитана Гат