Тема родной земли в поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин”

Основное пространственное понятие “Теркина” – топос России. Это имя собственное встречается в книге семнадцать раз – чаще, чем другие географические названия. При том, что мы не учитывали многократно встречающиеся определение “русский”, слова “родина”, “родная земля”.
Россия как государство, как страна, как отчизна раскрывается в названиях российских городов, речь о которых заходит в книге. Помимо Москвы (7 раз), упоминаются Сталинград (2 раза), Клин (2 раза), Тула, Тамбов, Харьков, Ростов, Псков, Елец и даже “населенный пункт Борки” (о Смоленщине речь пойдет особо). Солдаты постоянно вспоминают родные места: “Ну-ка ты, псковской, елецкий Иль еще какой земляк.”, гордятся ими: “Что вы,- вскинул головой, – Я как раз из-под Тамбова.” Города вспоминаются как рубежи, как места боев: “Не Ростов им был, не Харьков, Населенный пункт Борки”.
Один раз страна названа “Русь”. Ни разу не встречается в “Василии Теркине” название “Советский Союз”, хотя есть Украина, Белоруссия, Кавказ. Что это не случайность, подтверждает глава “О потере”. В середине главы Теркин произносит, обращаясь к неудачливому бойцу, потерявшему кисет: Сколько лет живем на свете? Двадцать пять! А ты – кисет!
Это разговор еще шутливый, разговор вращается пока вокруг солдатского быта. Но в конце главы Теркин вполне патетически

говорит о невозможности потерять “Россию, мать-старуху”. И, вновь задавая недавний свой вопрос: “Сколько лет живем на свете?”, отвечает на него уже иначе: Тыщу? Больше! То-то, брат!
Голос России в “книге про бойца” воплощает все-таки не “социалистическую родину”, а “родную землю”. Россия определяется все время через одну и ту же метафору: матушка, мать родная, мать, мать-старуха. В книге упоминаются советская власть, ЦК, Калинин, сельсовет. Все это воспринимается как привычные и милые приметы родины, но защищает солдат все-таки “Россию – мать-старуху”.
Образ России-матери персонифицируется в третьей части книги, в главе “По дороге на Берлин”: Поздоровалась и встала, Земляку-бойцу под стать, Деревенская, простая
Наша труженица-мать.
Мать святой извечной силы, Из безвестных матерей, Что в труде неизносимы И в любой беде своей.
Этот образ напоминает женщину с плаката “Родина-мать зовет!” Мать возвращается в освобожденную бойцами Россию, в Заднепровье, как бы символизируя своим возвращением освобождение старухи-матери России”. Не случайно дорога, по которой едет женщина, окружена березами. Дерево это связывается в народном сознании с Россией: А х, как радостно и больно Видеть их в краю ином!.
С образом России связаны такие темы: ее собственные рубежи (“Что там, где она, Россия, по какой рубеж своя?”); национальная и государственная принадлежность солдат (“Все мы вместе – это мы, тот народ, Россия”);- высшая ценность и справедливость (“И Россия, мать родная, почесть всем отдаст сполна.”)
Иначе говоря, Россия объединяет псковских, елецких и прочих солдат – как мать, как их общая
Ценность, и она же есть воплощение народа, то есть самих солдат. Россия, за которую они воюют, – мать-родина и народ, то есть они сами. Образ России утверждает органическую, кровную связь бойца с родиной.
Тема кровной связи бойца с родиной и тема изменения рубежей настолько важны, что каждая становится центральной в Своем особом пространстве. Рассмотрим эти образы подробнее.
Тема рубежа раскрывается через образ фронта и прифронтовой полосы. Фронт – эпическое, фабульное пространство. Именно в этом пространстве находится все время Теркин.
Изображение фронта связано с определенным, строго очерченным пространством, меняющимся в зависимости от продвижения войск, но сохраняющим постоянные черты неблагополучия. Вот обычная картинка:
На могилы, рвы, канавы, На клубки колючки ржавой, На поля, холмы – дырявой, Изувеченной земли, На болотный лес корявый, На кусты – снега легли.
В главе “Генерал” фронт показан более развернуто, как граница и в то же время в виде отдельных локусов:
Где-то бомбы топчут город, Тонут на море суда.
Где-то танки лезут в горы, К Волге двинулась беда.
За четкими фронтовыми локусами встает единый топос – рубеж, неписаная граница “поперек страны самой, Что горит, горит в зарницах Вспышек летом и зимой.”
Стоит ли говорить, что герой в этом топосе постоянно соседствует со смертью, примеров можно привести много. Даже вдали от мест боев жизнь в этом пространстве неблагополучна и близка к смерти: Курят, едут. Гооб – дорога. Меж сугробами – туннель, Чуть ли что, свернешь немного, Как свернул- снимай шинель.
Основными эпическими темами в топосе фронта являются “смерть”, “награда”, “война” (бой).
Отношение Теркина к смерти амбивалентно. Теркин – “большой любитель жить”, противник смерти, упорно не поддающийся ей (в этом отношении наиболее примечательна глава “Смерть и воин”). С другой стороны, в рассуждениях Теркина (и автора) часто звучит мотив готовности солдата к смерти. Это второе значение тесно связано с темой “родной земли”.
В главе “О войне”, наиболее декларативной в книге, то есть просто разъясняющей позицию автора и Теркина (а их позиция едина), соотношение смерти и “родной земли” объяснено так:
А война – про все забудь И пенять не вправе. Собирался в дальний путь, Дан приказ: “Отставить!”
От Ивана до Фомы, Мертвые ль, живые,
Все мы вместе – это мы, Тот народ, Россия.
Выше мы уже отмечали, что кровная связь солдата с Россией является главной харакга топоса России. Потеря “родной земли” означает духовную смерть солдата. Гибель же солдата на не (“потерять башку” – так это называет Теркин) – это его физическая смерть. Градация цен на этой шкале отчетливо выражена в главе “О потере”: Потерять башку- обидно, Только что ж, на то война. Но Россию, мать-старуху
Нам терять нельзя никак.
Неразрывная связь солдата с Россией означает и связь поколений, продолжение в будущем, роль физической смерти солдата:
Наши деды, наши дети, Наши внуки не велят.
Связана с темой родной земли и другая важная тема топоса фронта – “награда”. Слава, награда приятны и желанны солдату. Однако по мере взросления Теркина, сближения его с автором отношение его к награде становится все более легким (ср. главы “О награде” и “Генерал”). Такое отношений вырастает из сопоставления темы награды и темы родной земли. Награда, слава – милые пустят в сравнении с жизнью и смертью, противостояние которых постоянно чувствует солдат на фронте: Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы – Ради жизни на земле.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Classification of suffixes according to the stem they are added to..
Сейчас вы читаете: Тема родной земли в поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин”