Тема памяти в лирике А. Т. Твардовского
Тема памяти звучит в творчестве Твардовского в двух аспектах. Во-первых, поэт выделяет важность памяти о погибших на войне, а во-вторых, говорит о значении цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа.
Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки поэмы «Василий Теркин». В главе «Переправа» автор вспоминает тяжелую и неудачную переправу наших войск через реку.
Кому память, кому слава,
Ни приметы, ни следа.
Слово «память» в этой главе употреблено с тем оттенком значения, которое оно приобретает, если употребить с ним определение «вечная». Много погибло народу на той переправе («Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно.»). «Вечная память погибшим!»-будто восклицает автор.
Иными, светлыми воспоминаниями овеяна глава «О себе». Прежний мир, «угол отчий», лес, не изрытый блиндажами, встает перед глазами обкурившегося рассказчика. Умиротворенность представленной картинки родной природы заставляет его сомневаться в действительном существовании
Мать-земля моя родная,
Сторона моя лесная,
Край недавних детских лет,
Отчий край, ты есть иль нет?
Тема вечной памяти о погибших выведена и в стихотворении «Я убит подо Ржевом.». В своем обращении к живым погибший воин просит их во имя его памяти «счастливыми быть» и беречь родную страну, «беречь ее свято». В стихотворениях » Я знаю, никакой моей вины.» и «К обидам горьким собственной персоны.» мотив памяти переплетается с мотивом личной ответственности человека за судьбы многих.
В противовес официальной идеологии, господствовавшей в стране, Твардовский утверждал, что необходимость помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких — это не просто право, но и обязанность человека. Этому посвящено его стихотворение «Памяти матери». В нем он призывает любить и ценить близких, пока они еще живы. Все мы рвемся из отчего дома «задолго до крайнего срока», пытаемся устроить свою жизнь, не понимая, что наши матери не вечны, что время быстротечно и час последний ближе, чем кажется. А после — ничего уж не вернуть, не прижаться к теплому маминому плечу. Остается только надеяться на скорую встречу с мамой в ином, лучшем мире:
Перевозчик-водогребщик,
Старичок седой, Перевези меня на ту сторонуСторону — домой.
Знаменитая поэма Твардовского «По праву памяти» — это своеобразное «окно» в прошлое. В поэме автор обратился к воспоминаниям о прошлой жизни, о мечтах и надеждах юношеских лет, а главное — Твардовский, оглядываясь на прожитые годы, переосмыслил историческое значение попыток Сталина построить светлое будущее, искореняя «врагов коммунизма». Автор показал, что значит вдруг стать врагом народа для человека, преданного своей стране. Выявление «врагов народа» потянулось и по цепочкам родственных связей. Страх заставлял людей отрекаться от родных и близких, так как человек, пропавший без вести в бою или признанный кулаком, обрекал всю свою семью на всеобщее презрение и унижение.
Клеймо с рожденья отмечало
Младенца вражеских кровей,
И все, казалось, не хватало Стране клейменных сыновей.
«Сын за отца не отвечает» — это сталинское изречение толкнуло многих людей на сделку с совестью.
Забудь, откуда вышел родом,
И осознай, не прекословь:
В ущерб любви к отцу народов —
Любая прочая любовь.
В заключительной главе Твардовский ставит вопрос о праве на память людей, лишенных при жизни честного имени.
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль — забыть!
Нельзя забывать! — вот вывод Твардовского. Ощущение трагического надлома прошло через судьбу самого поэта, у которого были репрессированы отец и брат.
Эта поэма стала говорящим памятником сложного сталинского времени в истории нашей Родины. Она напоминает нам о безвинных и бессмысленных жертвах кровавых десятилетий и обязывает нас не допустить повторения этих страшных событий.
Для Твардовского любовь к своей семье, малой родине и память о ней неразрывно связаны с любовью к Родине с большой буквы. Но любить Родину — мало! Надо знать ее историю и помнить все, что было хорошего и плохого, для того, чтобы грядущие поколения жили лучше, чем мы.