Изображение народного характера в произведениях А. Т. Твардовского и М. А. Шолохова (“Василий Теркин” и “Андрей Соколов”)

Вспомним время, в которое создавались произведения Твардовского и Шолохова. В стране уже торжествовала бесчеловечная сталинская политика, всеобщий страх и подозрительность проникли во все слои общества, коллективизация и ее последствия разрушили вековое сельское хозяйство и подорвали лучшие силы народа. Все это накладывало отпечаток и на литературу. Поэтому большинство произведений довоенной литературы изображали русский народ темным и забитым. Всякие проявления живых чувств считались крамолой. Но грянула Великая Отечественная война,

которая потребовала от страны напряжения всех физических и духовных сил. Руководство страны понимало, что без народного подъема войны не выиграть. Да и сам народ, чувствуя смертельную угрозу не только своей свободе, но и самому существованию русской земли, с первых дней войны проявил чудеса стойкости и героизма. Это проявление народного характера было замечено военной литературой. В фронтовых газетах появляются произведения И. Эренбурга, А. Толстого, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Шолохова, в которых простой русский человек изображается с теплотой и сочувствием, авторы с уважением и любовью относятся к
мужеству своих героев. В этом ряду стоят герои произведений Твардовского и Шолохова – Василий Теркин и Андрей Соколов. С первого взгляда они кажутся фигурами полностью противоположными. Действительно, Теркин – весельчак, о таких говорят, “что за красным словцом в карман не полезет”. Соколов же – фигура трагическая, каждое его слово выстрадано, несет груз житейских страданий. Но, несмотря на кажущееся различие, есть нечто, объединяющее этих героев. Оба они – представители народа, яркие носители его самобытной индивидуальности, тех черт, которые присущи характеру всего народа. Эти черты – общие в Теркине и Соколове. Главная из этих черт – любовь и привязанность к родной стране. Герои обоих писателей все время вспоминают о родных местах, о Родине. В этих героях привлекает милосердие, величие души. Они попали на войну не из-за воинственного инстинкта, а “ради жизни на земле”. Поверженный враг вызывает у них только чувство жалости (обращение Теркина к немцу). Другая немаловажная черта героев – скромность. Теркин, хоть и может иногда прихвастнуть, говорит друзьям о том, что ему не нужен орден, он “согласен на медаль”. В Соколове же об этой же черте говорит явное нежелание, с которым он начинал горький рассказ о своей жизни. Ведь ему нечего стыдиться! В молодости он совершал ошибки, но та самоотверженность, которую он проявил в годы испытаний, должна бы стократ искупить его грехи. Герои Шолохова и Твардовского обладают такими обаятельными чертами, как житейская сметка, насмешливое отношение к врагам и любым трудностям. Теркин – самый характерный выразитель этих качеств. Вспомним его шутливое обращение к Смерти. Следующей чертой является героизм. Вспомним поведение Андрея Соколова в плену, героизм Теркина на фронте, когда ему пришлось в ноябре дважды переплывать Днепр, чтобы спасти своих и просить о подкреплении. Все вышеизложенное подводит нас к важному выводу о великой жизненной силе героев, силе народного характера. Здесь Шолохов и Твардовский продолжают традицию, начатую в русской литературе еще произведениями Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова и других писателей, в которых простой русский человек – средоточие силы и жизненной стойкости народа. Поступки Теркина и Соколова приводят читателя к осознанию величия русского человека, опровергают догмы ходульной литературы “классового подхода”.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Романтическая лирика пушкина онегин.
Сейчас вы читаете: Изображение народного характера в произведениях А. Т. Твардовского и М. А. Шолохова (“Василий Теркин” и “Андрей Соколов”)