Эпичность поэм Твардовского
В последних поэмах Твардовский говорит уже не от лица того или иного персонажа, но с позиции умудренного опытом современника. Так создается обобщенный образ гражданина-поэта, ответственного «за все на свете». «Эстетика Александра Твардовского исходит из сознания народного идеала. Его муза — голос народной совести. И за всем этим стоит твердое убеждение, что народ — это не «масса», а люди, каждый из которых — личность, достойная счастья.
Твардовский — весь продолжение большой традиции русской литературы. И народностью
— .Я находил в тебе опору,
— Мой друг и высший судия.
— Я так обязан той подмоге
— Великой — что там ни толкуй.
«Когда читаешь Твардовского,- пишет С. Я. Маршак,- кажется, будто сам народ говорит о себе, говорит богато, красочно, щедро, подчас мешая слезы со смехом.»1
Твардовский неизменно верен теме высокого патриотизма:
— Но во всей Отчизне славной
— Нет такого уголка,
— Нет такой земли, чтоб равно
— Мне была не дорога.
— «Есть обрыв, где я, играя.»
Эта же тема наполнена новым содержанием в стихотворениях 1941 — 1945 годов:
— Я долю свою по-солдатски приемлю.
— Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
— То лучше, чем смерть за родимую землю,
— И выбрать нельзя.
— «Пускай до последнего часа расплаты.»
Стихотворения послевоенных лет проникнуты верой в светлое будущее народа и любовью к Родине.
— Спасибо, моя родная Земля, мой отчий дом,
— За все, что от жизни знаю,
— Что в сердце ношу своем.
— И дерзкий порыв по нраву,
— И сил не занимать,
— И свято на Подвиг право
— Во имя твое, во славу
— И счастье, Отчизна-мать.
— «Спасибо, моя родная.»
Поэту свойственно «твердое сознание» личной причастности к народной судьбе, сознание честно выполненного долга. Необыкновенная простота, естественность стиля Твардовского являет собой не что иное, как высокое поэтическое мастерство, которое позволяет поэту не только проникнуть в тайну народного восприятия окружающей действительности, но и высказать ее так, как высказал бы народ. Эту особенность своего творчества подчеркивал и сам поэт:
— Я волен речь вести свободно,
— Как тот солдат, с кем был в бою,
— С кем пыль глотал в страде походной
— И чьим поэтом состою.
Следует иметь в виду, что кажущаяся простота произведений Твардовского обманчива. Он, как поэт огромной величины, открывается по-настоящему глубоко не сразу, а только после повторных прочтений, обдумываний. Важно обратить внимание на множество слов, привычных и простых, приобретающих в стихах Твардовского необычайную гибкость, многозначность. Например, слово «земля» означает: планета, страна, государство, Родина, реальная действительность — горизонт, клочок земли, территория с угодьями, объект труда, почва, пахота.
— И если б было суждено
— На баррикадах пасть,
— В какой земле — мне все равно,
— За нашу б только власть.
— Земля!
— От влаги снеговой
— Она еще свежа.
— Она бродит сама собой
— И дышит, как дежа.
— Земля!
— На запад, на восток,
— На север и на юг
— Припал бы, обнял Моргунок,
— Да не хватает рук
Столь же многозначны у Твардовского слова «даль», «дом»; «дорога», «огонь» и пр. Ориентируясь на простую разговорную речь, поэт вводит дружеские обращения («брат», «дружище», «нам»). Для него характерны короткие динамичные обороты речи, свойственные устному разговорному языку («ружья в руки — и воюй», «но наса — свой народ», «где-нибудь да будет край»), краткие афористические выражения, которые читаются как пословицы.