Трагическое величие Базарова

На разных уровнях (в личном общении, в поступках людей, в природе, в общественных отношениях) читатель, вслед за автором, наблюдает явления (разной окраски, тональности и силы): словесные схватки за столом Кирсановых – дуэль Павла Петровича и Базарова – сословная идейная вражда дворян и разночинца – демократа – борьба за существование народа и всего живого в природе.
И хотя эти столкновения, разногласия, борьба не всегда увенчиваются победой одной из сторон, они играют в “Отцах и детях” роль стимуляторов развития личной, общественной, национальной, мировой жизли или являются одним из средств характеристики общественного статуса героя, уровня его духовной жизни. Весьма значительно названы в романе кризисные исторические даты, выразительно расставленные исторические вехи: 1812 – 1825 – 1848 – 1859 годы Отец братьев Кирсановых – “боевой генерал 1812 года, – полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, в силу своего чина и фал довольно значительную роль” в провинции. Отец Базарова – лекарь в его бригаде – до сих пор с гордостью вспоминает, что у “князя Витгенштейна (фельдмаршала русской армии, участника Отечественной войны и турецкой кампании) пульс щупал”, Он же таинственно сообщает сыну и Аркадию, что “знал на- перечет тех-то, в южной армии, по четырнадцатому, вы понимаете”, то есть знал будущих декабристов,

о которых и через несколько десятилетий говорит с опаской События Отечественной войны и четырнадцатого декабря 1825 года, судя по некоторым деталям в авторских зарисовках, не оставили сколько-нибудь заметных следов в сознании обитателей Марьино – Кирсановых.
Не заметно, чтобы общественно-политическое состояние русской жизни кризисного времени – кануна падения крепостного права – было глубоко и взволнованно осмыслено братьями Кирсановыми. Их духовному миру оказались недоступны ни трезвая оценка настоящего, ни прогнозирование будущего, судьбы своего сословия, народа, разночинной интеллигенции. А между тем приближалась уже пора, когда, по словам их современника из лагеря “нигилистов” Н В Шелгунова, начнется практическое продолжение “освобождения крестьян” – “отрицание прежнего крепостнического быта со всеми его последствиями”. В финале Тургенев как будто уравнял двух противников: Базарова и Павла Петровича: оба остаются одинокими. Но База – ров и перед смертью мучается вопросом, был ли он нужен России, а Павел Петрович, “живой мертвец”, удалившись на расстояние от родины, придерживается (впрочем, весьма абстрактно) “славянофильских воззрений”, предметным символом которых является серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя на его письменном столе.
Само название тургеневского романа говорило об остроте авторского чувства современности. Заглавие несло в себе многозначное содержание: родственные связи и разногласия, смена поколений, историческое движение. В центре – “добролюбовская” актуальная ситуация: герой времени в борьбе с отечественными противниками. Осуществление этого сложного замысла потребовало от автора большого напряжения творческих сил, глубоких раздумий, “согласования” с жизненными обстоятельствами своих решений, беспощадной проверки их и советов, отзывов современников, как доброжелательных, так и враждебных.
Внимательному читателю не трудно уловить “баэаровские” обличительные, иронические интонации, его лексику в тургеневском изображении “безобразного состояния общества”, в характеристиках “просвещенного” сановника, “туза” Колязина, “прогрессиста” губернатора, “эмансипе” Кукшиной, водевильно-суетливого Ситникова. В иных же случаях открыто приводя резкие суждения Базарова (о Павле Петровиче – “дрянь”, “ари – стократишка”, “чудак”, “архаическое явление”, “феодал”; о Николае Петровиче – “человек отставной”; о дворянах вкупе – “проклятые барчуки”), писатель вносит свои коррективы.
Он смягчает, например, базаровские оценки братьев Кирсановых, показывая их “хорошими представителями дворянства”: они гуманны с мужиками, сохраняют лучшие традиции своего сословия: честь, благородство, чувство собственного достоинства, культуру поведения, человеческого общения. Но при этом автор преследует и другую цель – заставить читателя задуматься: “Если сливки плохи, то что же молоко?” Заметна большая симпатия Тургенева к Николаю Петровичу, безыскусственному, доброму человеку, романтику в любви к близким, к природе, искусству. Но, подобно Базарову, он не прощает этому герою праздности, бесхозяйственности.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Судьба народа в период коллективизации в романе поднятая целина.
Сейчас вы читаете: Трагическое величие Базарова