Содержание рассказа Тургенева «Бежин луг»
Рассказ «Бежин луг», опубликованный в 1851 г., очень быстро стал хрестоматийным. Его изучали десятки поколений школьников, и каждое поколение открывало в нем свои, до этого не замеченные или не использованные стороны, аспекты, возможности. И действительно, трудно переоценить не только художественные, по и педагогические достоинства этого произведения. Оно продолжает знакомство нас с бытом крепостной деревни — с той поэтической стороной этого быта, которая показывает, что даже в страшные времена крепостничества человек знал радость труда,
Рассказ «Бежин луг» знакомит нас с ровесниками и делает эту встречу такой интимной и доверительной, что читатель уже не сможет забыть мальчиков, с которыми он встретился у костра. Рассказ написан таким благоуханным языком, так свободно и непринужденно, ярко, выразительно и просто, что мы не можем не вспомнить слов, сказанных им о языке произведений нашей классики: «.язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского — велик и могуч».
Эти свойства делают рассказ великолепной лабораторией, трудясь в которой Читатели не только обогащают свой духовный мир, и овладевают искусством
Рассказы, события которых произошли в пределах Орловской губернии, познакомят тех, кто прочтет книгу целиком, с миром русской деревни середины прошлого века: помещиками, их приспешниками и, главное, с русским крепостным крестьянином той поры. «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» — спрашивал В. Г. Белинский и сам отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, склонности,- словом, все то же, что и в образованном человеке». Слова великого русского критика были своеобразной программой тех лет, подсказывали прогрессивным русским писателям путь их творчества. По этому пути и пошел Тургенев.
Читатель читает на уроке рассказ «Бежин луг», стремясь сохранить отмеченную Чернышевским особенность тургеневского письма — ощущение живого общения читателя и рассказчика.
В одном из черновиков И. С. Тургенева мы читаем: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. Огни». Какие описания Тургенев ввел в свой рассказ для осуществления этого плана? Мы вовсе не хотим проследить весь путь работы писателя от замысла до его осуществления, а только фиксируем в сознании читателей, что замысел этот был, что процесс работы над ним сложен, длителен и труден. Какие же описания мы находим в рассказе? Описания природы (утро, день, вечер, ночь одного июльского дня и утро следующего); описание мальчиков; описание огней костра, лошадей, собак. Эти описания помогли создать рассказ. Но все же в замысле писателе главное не то, что окружает мальчиков. Ведь в наброске сказано: «Описать, как мальчики гоняют лошадей.» Мы уже прочли рассказ и знаем, что автор поставил мальчиков в такие условия, когда они стали говорить о том, что им всего интереснее, когда читателю становится ясен мир их мыслей и чувств. Напомним все элементы этой композиции:
— «Прекрасный июльский день» (погода установилась надолго): 1) «кроткая заря», 2) знойный полдень, 3) спокойный закат.
— Скитания охотника: 1) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»), 2) теперь путь найден («.нужно вправо взять»), 3) «заблудился совершенно» («пошел. наудалую»), 4) Бежин луг.
— У костра и ночном: 1) костер в ночи, 2) пять деревенских мальчиков, 3) рассказ Илыоши о случае на рольне, 4) рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу «испортила», 8) рассказ о псаре Ермиле и оборотне, 6) неожиданная тревога, 7) рассказы Ильюши о покойном барине и бабке Ульяне, 8) рассказ Павлуши о «предвидении», 9) рассказы Ильюши и Павлуши о Тришке (антихристе), 10) разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном, 11) рассказ Кости об утонувшем Васе, 12) возвращение Павлуши («Я Васин голос слышал»).
— Наступило утро: 1) рассвет, 2) мальчики возвращаются с табуном. Эпилог: смерть Павлуши.
Мы видим, как щедры мальчики на рассказы,- именно они и привлекают внимание читателя, надолго остаются в его памяти. Мы спросили вчерашних и позавчерашних нас: «О чем говорится в рассказе «Бежин луг»?»
— Там мальчишки рассказывают всякие страшные вещи у костра. сказки.
— .какую-то небыль.
— .всякую забавную чепуху.
— Вот и все, что припомнилось через два-три года. Какие же истории более всего интересуют нас? Это обычно история со «светопреставлением», история с барином и история с русалкой.
Читатели быстро называют истории, которые их заинтересовали, но наша задача не столько проверить, что запомнилось больше, сколько привлечь внимание к этим историям не как к забавным и пустячным выдумкам, которыми мальчишки замяты от нечего делать, а как к очень убедительной и яркой картине мира знаний, вкусов и интересов деревенских мальчиков той поры. Разговоры у костра в ночном-это один из уроков, которые они получали в своей жизни.
Мальчики рассказали тринадцать историй. Как же назвал сам Тургенев эти рассказы? Оказывается, он старательно искал слово, для того чтобы их назвать. Так, в журнальной публикации он назвал их россказнями, в издании 1852 г.- преданиями, а во всех последующих изданиях — поверьями. Тургенев искал слово, и, как видим, это не поиски краски, эпитета, метафоры. Скорей это поиски термина, какое-то более точное определение. Современная фольклористика нашла удачный термин — такие истории теперь называют «былички».
Итак, былички-поверья открывают нам мир, который окружает нас. Достаточно четкая приуроченность быличек ко времени, месту и их национальный колорит подчеркиваются автором. Он писал: «Я вовсе не желал придать этому рассказу фантастический характер — это не немецкие мальчики сошлись, а русские». Они искренне верят в поверья, они ежедневно сталкиваются с неожиданными для них и необъяснимыми явлениями и сразу же стремятся использовать для их объяснения то, что в работах историков и этнографов называется «демонологическими представлениями»: домового и лешего, водяного и русалку, оборотней и вставших из гроба мертвецов, небесное предвидение и гадание о смерти, таинственные голоса погибших людей (лесника Акима и мальчика Васи).
Так мальчики представляли себе окружающий мир.