Содержание рассказа Тургенева “Бежин луг”

Рассказ “Бежин луг”, опубликованный в 1851 г., очень быстро стал хрестоматийным. Его изучали десятки поколений школьников, и каждое поколение открывало в нем свои, до этого не замеченные или не использованные стороны, аспекты, возможности. И действительно, трудно переоценить не только художественные, по и педагогические достоинства этого произведения. Оно продолжает знакомство нас с бытом крепостной деревни – с той поэтической стороной этого быта, которая показывает, что даже в страшные времена крепостничества человек знал радость труда, чувствовал его поэзию.
Рассказ “Бежин луг” знакомит нас с ровесниками и делает эту встречу такой интимной и доверительной, что читатель уже не сможет забыть мальчиков, с которыми он встретился у костра. Рассказ написан таким благоуханным языком, так свободно и непринужденно, ярко, выразительно и просто, что мы не можем не вспомнить слов, сказанных им о языке произведений нашей классики: “.язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского – велик и могуч”.
Эти свойства делают рассказ великолепной лабораторией, трудясь в которой Читатели не только обогащают свой духовный мир, и овладевают искусством повествования о человеке, о природе, делают ярче и выразительней свою речь. Беседу о рассказе “Бежин луг” начнем с выяснения того, почему книга, в которую входит рассказ, названа “Записки

охотника”. Во-первых, в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик. Во-вторых, мы знаем, как страстно любил Тургенев охоту. И все же именно “Записки охотника” очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь с ружьем, Тургенев накапливал наблюдения за окружающей жизнью: “.каких Пеночкиных,- писал Герцен,- он подстреливал, в то время как дупели и бекасы спокойно порхали с ветки на ветку!”. “Вы ожидаете сейчас выстрела – ничуть не бывало! Успокойтесь. Вы этого выстрела не дождетесь. охотник никуда не стреляет. Он следит не за полетом птицы,- как писал современник,- а за. золотисто-серыми, с белыми краями облаками, он смотрит на стальные отблески воды. Ничто в природе не ускользает от его верного, поэтического и пытливого взгляда”.
Рассказы, события которых произошли в пределах Орловской губернии, познакомят тех, кто прочтет книгу целиком, с миром русской деревни середины прошлого века: помещиками, их приспешниками и, главное, с русским крепостным крестьянином той поры. “Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?” – спрашивал В. Г. Белинский и сам отвечал на этот вопрос: “Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, склонности,- словом, все то же, что и в образованном человеке”. Слова великого русского критика были своеобразной программой тех лет, подсказывали прогрессивным русским писателям путь их творчества. По этому пути и пошел Тургенев.
Читатель читает на уроке рассказ “Бежин луг”, стремясь сохранить отмеченную Чернышевским особенность тургеневского письма – ощущение живого общения читателя и рассказчика.
В одном из черновиков И. С. Тургенева мы читаем: “Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. Огни”. Какие описания Тургенев ввел в свой рассказ для осуществления этого плана? Мы вовсе не хотим проследить весь путь работы писателя от замысла до его осуществления, а только фиксируем в сознании читателей, что замысел этот был, что процесс работы над ним сложен, длителен и труден. Какие же описания мы находим в рассказе? Описания природы (утро, день, вечер, ночь одного июльского дня и утро следующего); описание мальчиков; описание огней костра, лошадей, собак. Эти описания помогли создать рассказ. Но все же в замысле писателе главное не то, что окружает мальчиков. Ведь в наброске сказано: “Описать, как мальчики гоняют лошадей.” Мы уже прочли рассказ и знаем, что автор поставил мальчиков в такие условия, когда они стали говорить о том, что им всего интереснее, когда читателю становится ясен мир их мыслей и чувств. Напомним все элементы этой композиции:
– “Прекрасный июльский день” (погода установилась надолго): 1) “кроткая заря”, 2) знойный полдень, 3) спокойный закат.
– Скитания охотника: 1) дорога потеряна (“Я остановился в недоуменье”), 2) теперь путь найден (“.нужно вправо взять”), 3) “заблудился совершенно” (“пошел. наудалую”), 4) Бежин луг.
– У костра и ночном: 1) костер в ночи, 2) пять деревенских мальчиков, 3) рассказ Илыоши о случае на рольне, 4) рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу “испортила”, 8) рассказ о псаре Ермиле и оборотне, 6) неожиданная тревога, 7) рассказы Ильюши о покойном барине и бабке Ульяне, 8) рассказ Павлуши о “предвидении”, 9) рассказы Ильюши и Павлуши о Тришке (антихристе), 10) разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном, 11) рассказ Кости об утонувшем Васе, 12) возвращение Павлуши (“Я Васин голос слышал”).
– Наступило утро: 1) рассвет, 2) мальчики возвращаются с табуном. Эпилог: смерть Павлуши.
Мы видим, как щедры мальчики на рассказы,- именно они и привлекают внимание читателя, надолго остаются в его памяти. Мы спросили вчерашних и позавчерашних нас: “О чем говорится в рассказе “Бежин луг”?”
– Там мальчишки рассказывают всякие страшные вещи у костра. сказки.
– .какую-то небыль.
– .всякую забавную чепуху.
– Вот и все, что припомнилось через два-три года. Какие же истории более всего интересуют нас? Это обычно история со “светопреставлением”, история с барином и история с русалкой.
Читатели быстро называют истории, которые их заинтересовали, но наша задача не столько проверить, что запомнилось больше, сколько привлечь внимание к этим историям не как к забавным и пустячным выдумкам, которыми мальчишки замяты от нечего делать, а как к очень убедительной и яркой картине мира знаний, вкусов и интересов деревенских мальчиков той поры. Разговоры у костра в ночном-это один из уроков, которые они получали в своей жизни.
Мальчики рассказали тринадцать историй. Как же назвал сам Тургенев эти рассказы? Оказывается, он старательно искал слово, для того чтобы их назвать. Так, в журнальной публикации он назвал их россказнями, в издании 1852 г.- преданиями, а во всех последующих изданиях – поверьями. Тургенев искал слово, и, как видим, это не поиски краски, эпитета, метафоры. Скорей это поиски термина, какое-то более точное определение. Современная фольклористика нашла удачный термин – такие истории теперь называют “былички”.
Итак, былички-поверья открывают нам мир, который окружает нас. Достаточно четкая приуроченность быличек ко времени, месту и их национальный колорит подчеркиваются автором. Он писал: “Я вовсе не желал придать этому рассказу фантастический характер – это не немецкие мальчики сошлись, а русские”. Они искренне верят в поверья, они ежедневно сталкиваются с неожиданными для них и необъяснимыми явлениями и сразу же стремятся использовать для их объяснения то, что в работах историков и этнографов называется “демонологическими представлениями”: домового и лешего, водяного и русалку, оборотней и вставших из гроба мертвецов, небесное предвидение и гадание о смерти, таинственные голоса погибших людей (лесника Акима и мальчика Васи).
Так мальчики представляли себе окружающий мир.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


English consonants classification.
Сейчас вы читаете: Содержание рассказа Тургенева “Бежин луг”