Предметный мир в контексте характеристики героев романа “Отцы и дети”

Большую роль в языке романа играют сравнения. Опираясь на традиции устного поэтического творчества народа, Тургенев черпает большинство сравнений из окружающего человека мира, например: “исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам”; “мы теперь голодны, как волки”; “Васька, мальчик лет семи, с белою как лен головою.”; “Ее коса (княгини Р.) золотого цвета и тяжелая как золото, падала ниже колен”; Фенечка “высматривала как зверек”; “Дуняша. посматривала на него, пробегая мимо перепелочкой”;

“Дворовые мальчишки бегали за “дохтуром”, как собачонки”.
С помощью этого приема автором дается психологическая характеристика героев, в том числе и Василия Ивановича Базарова, отца главного персонажа. Интерьер его “домика”, состоящего “из шести крошечных комнат”, говорит о том, что перед нами “маленький” человек, очевидно, небогатый, который не претендует на значимость, любит уют. Также интерьер помогает охарактеризовать деловые качества Василия Ивановича. И действительно, “толстоногий стол, заваленный почерневшими от старинной пыли, . бумагами”, говорит о том, что Василий
Иванович занимается работой, но делает это время от времени. Отец Базарова – человек неаккуратный, за порядком, даже в своем кабинете не следит (“на полках в беспорядках теснились книги, коробочки, птичьи чучелы, банка, пузырьки”). О том, что Василий Иванович интересуется естественными науками и физическими опытами, говорит “сломанная электрическая машина”, но это увлечение осталось в прошлом, так как она до сих пор не починена. Оружие, развешанное на стенах, говорит о том, что хозяин имел отношение к армии, к войне. И действительно, он был военным врачом. Вообще, на всем интерьере стоит печать времени, все вещи подержанные, старые, все это говорит об уходящей жизни, времени увядания и покоя. Но хозяин не желает с этим мириться. И действительно, в маленькой комнате стоит крупная мебель, что показывает желание Базарова – старшего вырваться из этого маленького мира. Здесь читатель видит противоречивость характера Василия Ивановича. В интерьере кабинета доминирует черно-белая гамма (“вензель из волос в черной рамке”, “шкаф из карельской березы”), строгая и вполне сочетаемая, что говорит о гармоничности внутреннего мира хозяина. Тот факт, что Василий Иванович читает журнал “Друг здравие” за 1855 год ( хотя на дворе 1859 год) свидетельствует о том, что Базаров-старший старается идти в ногу со временем, но все-таки он не в илах угнаться за современностью.
Интерьер используется автором также для сравнения персонажей. Например, в одной из глав автором показан интерьер сразу двух героев: Фенечки и Павла Петровича Кирсанова. Интерьер комнаты Фенечки резко контрастирует с интерьером кабинета Павла Петровича. И действительно, комната Фенечки дышит простатой, уютом, свежестью, любовью. Читатель понимает, что в этой комнате живут простые, но тем не менее искренние люди. Икона Николая Угодника, портрет Николая Петровича, банки с его любимым вареньем и с подписями “кружовник”, говорят об искреннем чувстве Фенечки к Николаю Петровичу. В отличие от комнаты Фенечки кабинет Павла Петровича поражает своей изысканностью, монументальностью и вместе с тем отсутствием теплоты. В нем все носит печать искусственности: и библиотека “renaissance”, и бронзовые статуэтки ” на великолепном письменном столе”, и камин, и “тяжелые занавески окон” с помощью которых Павел Петрович пытается оградить себя от солнечно


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Поэтика французского классицизма.
Сейчас вы читаете: Предметный мир в контексте характеристики героев романа “Отцы и дети”