Три усадьбы в романе Тургенева «Отцы и дети»

Suum cuique.
«Отцы и дети».
.Что бы было с нами, если бы вместо общеудобного правила:
ЧИН ЧИНА ПОЧИТАЙ, ввелось в употребление другое, например:
УМ УМА ПОЧИТАЙ? Какие возникли бы споры!.
«Станционный сотритель».
Тургенев в романе «Отцы и дети» описывает события, происходящие в 1859 году. Это время, непосредственно предшествующее реформам Александра II, является временем бурного развития естественных наук, особенно биологии и медицины. Интересно, что в 1859 году появилась книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем

естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь». Издание разошлось в один день. Одна эпоха сменяла другую; многие пытались занять не последнее место в жизни. Этим проблемам и посвятил Тургенев свой роман.
Известно, что внутренний мир человека непосредственно связан с той внешней обстановкой, в которой человек живет: его домом, его комнатой. Если проследить судьбу отца Базарова, можно увидеть, что он, будучи штаб-лекарем, своего дома не имел, вел кочевой образ жизни; когда вышел в отставку, он поселился в имении своей супруги и продолжал жить, «так сказать, на бивуаках». Но у самого Евгения
Базарова в этом доме не было своего места. Когда он приехал, Василий Иванович отвел ему, как показалось, самое подходящее — свой кабинет, для жизни, впрочем, совсем не приспособленный. «Толстоногий стол, заваленный почерневшими от старости, словно прокопченными бумагами, занимал весь промежуток между двумя окнами.» Этим столом нельзя пользоваться, так как он завален горами ненужных бумаг. «.По стенам висели турецкие ружья, нагайки, сабля, две ландкарты, какие-то анатомические рисунки, портрет Гуфеланда, вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом» . Все эти вещи выхвачены маленькими кусочками из жизни Василия Ивановича: для Базарова они бесполезны. Портрет Гуфеланда, автора популярной в конце 18 века книги «Искусство продления жизни», — насмешка над Базаровым, над его ранней смертью. Все эти вещи — дань прошлому.
«Кожаный, кое-где продавленный и разодранный диван помещался между двумя громадными шкафами из карельской березы; на полках в беспорядке теснились книги, коробочки, птичьи чучела, банки, пузырьки; в одном углу стояла сломанная электрическая машина». Полный беспорядок, опять нежизненность, которую подчеркивают птичьи чучела. Позволю себе забежать вперед и упомянуть для сравнения о короткохвостом чиже, который беспрестанно чирикал и прыгал, раскачивая клетку в комнате у Фенечки.
Но жилье, несомненно, является не только отражением внутреннего мира, оно в некоторой степени формирует мировоззрение. Из вышесказанного ясно, что жить в таком кабинете нельзя — и Базаров умирает в нем.
Павел Петрович Кирсанов также жил в кабинете, который представлял собой изящную ненужность. По стенам также развешано оружие (дань прошлому), библиотека в стиле Возрождения, диван: Павел Петрович, как и Василий Иванович с Евгением, живет «на бивуаках». На всех вещах лежит отпечаток изящной роскоши и бездомности. Но кабинет Павла Петровича является темным колодцем в доме Николая Петровича. Павел Петрович живет в полной дисгармонии с окружающей жизнью. Его кабинет противоположен комнате Фенечки, живой, яркой и радостной, хоть и простой. Время Павел Петрович проводит в одиночестве, доживая свой век (он еще совсем не стар). Он весь живет в прошлом, хоть и прочитывает ежедневную газету «Galignani», издающуюся в Париже на английском языке. Павел Петрович сознательно окружает себя обилием ненужных вещей, утверждаясь в них.
Таким же самоутверждением в жизни занята Анна Сергееевна Одинцова. Юность проведшая в бедности, она устроила свою судьбу, выйдя замуж по расчету. После смерти мужа Одинцова не знала, что ей делать: новое неизвестно, старое проверено, и она решила остаться в старом, «заморозив» время. Об этом говорит ее «размеренная, несколько торжественная правильность ежедневной жизни». Она осталась жить в эпохе «чин чина почитай», старательно сохраняя все, вплоть до мельчайших подробностей. Ее дом построен в александровском стиле: желтыый с зеленой крышей, большими колоннами и фронтоном с гербом. Прислуга — рослые лакеи в ливреях. В доме чопорный порядок, тяжелая дорогая мебель; комнаты убраны роскошно без особого вкуса. «Всюду пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приемных». Ее дом — нежилое помещение — кабинет.
Дома Базарова, Одинцовой и кабинет Павла Петровича стары. Новым в романе является дом Николая Петровича. Он стоит на новом месте, все в нем ново. Порядок и чистота без чопорности и роскоши, нет обилия бесполезных предметов. Комната Николая Петровича не описывается, но о ней можно судить по комнате Фенечки. В ней все живое. Пахнет полевыми цветами, веселый чиж, лампада горит перед образом Николая Чудотворца, только «Ермолов, в бурке, грозно хмурился на отдаленные Кавказские горы из-под шелкового башмачка для булавок, падавшего ему на самый лоб». Фенечка воплощает в себе вечно юную природу.
Видно, что Базаров, Одинцова и Павел Петрович не являются «избранными породами», и в жизни они не сохраняются. Беззаботно живет только Николай Петрович с семьей, да Аркадий с Катей в своем новом доме в Марьино.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Три усадьбы в романе Тургенева «Отцы и дети»