«Чужой для всех.» (образ Евгения Онегина)
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование будто бы оборвано на половине. Вызвано это, на мой взгляд, тем, что Пушкин ставит в своем романе принципиально новые для русской литературы задачи — показать «век» и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин — реалист, а потому он отчетливо осознает зависимость характера человека от той среды, которая его формирует. И главные герои романа — это не просто люди своего времени,
Евгений — человек из высшего петербургского света. Его детство проходит под опекой иностранных гувернеров, которые учат его всему «шутя», не докучая «моралью строгой». Онегин вполне владел всеми теми науками, которые были необходимы
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно.
Онегин умеет все, что соответствует требованиям моды. Рестораны, клубы, балы, балет — вот чем он занимает свое время. Автор называет своего героя «почетным гражданином кулис», гением в «науке страсти нежной». Так постепенно игра в любовь и дружбу заменяет в Онегине истинные чувства, умение «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка» — глубокие знания, лицемерие — настоящую жизнь. Принятый и любимый в свете, Онегин, по сути, одинок. Пестрая и однообразная жизнь Петербурга быстро наскучила Евгению, им овладевает «русская хандра». Чем заменить светские забавы? Онегин, к сожалению, не может найти себе применения в жизни. Он пытается спастись от безделья, пробует даже писать стихи, «но труд упорный ему был тошен». Не находит герой радости и в чтении. Казалось бы, неожиданный поворот судьбы — необходимость уехать в деревню дяди — мог привести к переменам в жизни Онегина. Но хандра ожидает его и среди «уединенных полей».
Единственным другом Онегина становится Владимир Ленский, но автор очень точно определяет характер их отношений: «от делать нечего друзья». Между героями нет духовной близости, да и откуда она может взяться, если мысли Онегина занимает только сам Онегин. Не сумел понять Евгений и чистоту страстного чувства Татьяны Лариной. «.Я не создан для блаженства» — так отвечает Онегин, замечу, очень в духе модных в его время романов. Возникший в нем в первую минуту после прочтения письма Татьяны «чувствий пыл старинный» опять же был погашен, потому что так было привычнее. Вообще, история отношений Онегина с людьми доказывает, что герой Пушкина постоянно ощущал свое превосходство над другими, может быть, не без оснований, но это превосходство делает его «чужим для всех».
Онегин — человек, интеллектуально возвышающийся над толпой. Им владеет стремление к счастью и свободе, но свободу эту он понимает как «свободу для себя». Конфликт героя романа с окружающей действительностью основан лишь на том, что эта действительность причиняет страдания ему лично, препятствует именно его счастью. В восьмой и девятой статьях о Пушкине В. Г. Белинский характеризует Онегина как страдающего эгоиста, и это, на мой взгляд, очень точное определение. Евгений страдает, потому что его жизнь сложилась не так, как он бы того хотел, но он не может понять, что счастье заключается в умении быть среди близких людей: преданного друга, любящей женщины.
Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан! — восклицает герой, ощутивший муки настоящей любви. Но прозрение наступило слишком поздно: убит Ленский, «другому отдана» Татьяна.
Финал романа открыт. Онегин сознательно изображается Пушкиным как герой, всегда стоящий на распутье. Автор не хочет закончить повествование традиционными свадьбой или смертью героя, а потому многие поколения исследователей пытаются угадать, что ждало Онегина в будущем. Версии были самые разные: одни отправляли Евгения на Сенатскую площадь, другие рассуждали о возможности возникновения любовного треугольника. Трудно сказать, кто был прав, потому что неясно, способны ли к нравственному возрождению люди, почитавшие «всех нулями, а единицами — себя».
В. Г. Белинский с глубокой точностью охарактеризовал трагедию Онегина, сказав, что «силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла.». Кто виноват в этом? Конечно, сам Онегин сознательно противопоставил себя людям, но, может быть, это было связано с тем, что ему чужда была посредственность. «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей», — говорит поэт. И действительно, Пушкин показывает, что сам «век» делает человека нравственным калекой, лишает его возможности найти достойное применение своим силам и быть счастливым.