Образ Кирсанова в романе “Отцы и дети”



Павел Петрович Кирсанов, человек с “щегольски-сухой” душой. Сын боевого генерала 1812 г., он окончил Пажеский корпус, и его ожидала блестящая военная карьера. Неудачная любовь к женщине с “загадочным взглядом”, княгине Р., перевернула всю его жизнь. Он вышел в отставку, скитался в чужих краях, потом вернулся в Россию, скучал, ничего не делая, и так прошло десять “бесцветных, бесплодных, быстрых лет”. Павел Петрович – аристократ, “грансиньор”, настолько чуждый народу, что “и говорить-то с ним не умеет”; мужик, по словам Базарова, не признает в Павле Петровиче своего “соотечественника”. Разговаривая с крестьянами, он “морщится и нюхает одеколон”; слугам и людям из народа он внушает страх.
Живя в деревне у брата, Павел Петрович сохранил всю строгую чопорность своих аристократических привычек. Поклонник английских аристократов, он “всю жизнь свою устроил на английский вкус”: читает только английские книги и газеты, одевается на английский манер, уехав за границу, “знается больше с англичанами”.
Подчеркивая оторванность своего героя от народа, Тургенев вводит в его речь множество иностранных слов, которые, как замечает Базаров, “русскому человеку даром не нужны”. Барское пренебрежение к языку народа проявляется у Павла Петровича и в употреблении таких словечек, как эфтим, эфто. Базарова Павел


Петрович возненавидел, как только тот приехал в Марьино. И эта ненависть сказывается в его суждениях о Базарове: лекаришка, шарлатан, волосатый, господин нигилист и т. д. Павел Петрович умен, но в спорах с Базаровым он неизменно терпит поражения, его “ледяная вежливость” сменяется вызывающей резкостью и грубостью, ему изменяет хладнокровие, он испытывает “тайное раздражение”. В конце концов в беседе с братом он вынужден сделать признание: “Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме;
– Нет, милый брат, полно нам ломаться и думать о свете. пора нам отложить в сторону всякую суету”.
Павел Петрович – один из тех дворян, которые, по словам самого Тургенева, составляли “сливки” дворянского общества. Писатель отмечает его “безукоризненную честность”, “заступничество за крестьян”, щедрость – и в то же время с тонкой иронией показывает несостоятельность барских “принсипов” своего героя. Особенно наглядно это чувствуется в сцене дуэли Павла Петровича с Базаровым. “Дуэль,- писал Тургенев,- введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комически”. В конце романа, досказывая историю бесполезной жизни своего героя, Тургенев с некоторым сочувствием замечает: “Жить ему тяжело. тяжелей, чем он сам подозревает”. Но как упрек и осуждение Павлу Петровичу звучат насмешливые слова писателя: “Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя”. Этот серебряный лапоть – вот и вся связь с родиной, какая осталась у “мертвеца” Павла Петровича Кирсанова.
Во многом отличается от Павла Петровича его брат Николай Петрович.
Он скромен и застенчив, слабохарактерен и чувствителен. Николай Петрович несколько заискивающе любезен с Базаровым, побаивается брата, конфузится перед сыном. В нем много того, что так ненавистно Базарову: мечтательности, “романтизма”. Поэзия, музыка, красота природы покоряют его. Но в образ Николая Петровича Тургенев вкладывает и другие черты. “Совсем седой, пухленький и немного сгорбленный”, Николай Петрович, смущаясь своей “отсталостью” и живущими в нем “следами барства”, хлопочет о том, чтобы “стать в уровень с современными требованиями”. Он хозяин и агроном. Он гордится тем, что “крестьян устроил, ферму завел”, что его “в губернии красным величают”. С хозяйством у него, правда, не все ладится. Безотрадные и бестолковые хлопоты по имению доводят его иногда до отчаяния (“Сил моих нет! – не раз с отчаянием восклицал Николай Петрович.-Самому драться невозможно, посылать за становым – не позволяют принципы, а без страха наказания ничего не поделаешь!”).
Не ладится у него и с общественной деятельностью. Он, иронически замечает писатель, “трудится изо всех сил. произносит длинные речи” (он придерживается того мнения, что мужичков надо “вразумлять”, частым повторением одних и тех же слов “доводить их до истомы”).
В идейном плане романа лицо Николая Петровича хорошо определяется его размышлением после “схватки” с “нигилистом” за вечерним чаем: “Мне кажется, что они дальше о г истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами.
Молодость? Нет: не одна только молодость. Не в том ли состоит это преимущество, что в них меньше следов барства, чем в нас?” Неуверенно-вопросительный тон этого размышления, слова: кажется, чувствую, что-то, какое-то – типичны для Николая Петровича, натуры дряблой, “слабой”, более эмоциональной, чем волевой.
Сочувствие Тургенева к этому простому и доброму русскому барину, “лучшему” представителю среднедворяиской поместно-усадебной среды, несомненно. Тургенев не отказывался видеть в Николае Петровиче многое, близкое ему самому.
Аркадий Проторенной дорогой, по стопам отца, суждено, видимо, идти молодому Аркадию Кирсанову. Ба-заровское влияние исчезло быстро – как только Аркадий окунулся в “свою” среду. “Погодите, мы вас переделаем”,- угрожала ему Катя. Аркадия, собственно, и “переделывать” нечего. Он – “ручной”, по определению Базарова,- “птенец”, “нежная душа, размазня”. Он очень скоро оказался у “прелестных ножек” Кати, перестал искать свои идеалы там, “где искал их прежде”, перестал быть “заносчивым мальчиком”. Базаров прав, предрекая, что энергичная Катя, став женой Аркадия, заберет его в руки. В эпилоге романа о нем сказано: “Аркадий сделался рьяным хозяином”, и “ферма уже приносит значительный доход”.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Как в произведении лескова..
Сейчас вы читаете: Образ Кирсанова в романе “Отцы и дети”