О моде и убеждениях (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
Мода и убеждения — весьма не простые понятия. Мода — это не просто господство в определенной среде в то или иное время каких-то правил и вкусов. Главное в том, что эти правила и вкусы проявляются во внешних формах, не затрагивающих глубинных процессов жизни. Вот почему мода довольно быстро проходит, Мода не всегда безобидна, часто она идет вразрез с моральными принципами общества. Так уже не однажды случалось в истории нашей страны.
В десятые-двадцатые годы XIX века, — когда складывались декабристские идеи и убеждения, стали возникать
На фоне дворянской среды, изображенной в романе «Отцы и дети», фигура Базарова приобретает особую рельефность. Тургеневский
В любви, в дружбе, в жизни Базаров трагически одинок. И это одиночество подчеркивается образами его «учеников», для которых выстраданные базаровские убеждения становятся просто модой. Насколько естественен Базаров со своей беспощадной резкостью и прямотой, настолько неестественны Ситников с Кукшиной. Ситникову очень хочется прослыть человеком, близким к Базарову, он щеголяет резкостью взглядов, но это человек без убеждений, готовый, поддавшись моде, стать нигилистом. Кукшину Тургенев изображает резко карикатурно, показав на ее примере уродливые формы женской эмансипации. Это ничтожная женщина, у которой сумбур в голове, нет никаких собственных убеждений.
Ситников и Кукшина как бы сильнее оттеняют самобытность, величие, верность убеждениям Базарова, его трагическое одиночество.
Базаров не оставил последователей, не выполнил громадной, поставленной перед собой задачи. Но это не значит, что он не был нужен России. Герои не погибают бесследно: их жизнь, их стремления и неудачи, и сама их смерть имеют историческое значение.
Да, люди, имеющие собственные убеждения, верные им до конца, являются «двигателями истории», и, может, наши трагические неурядицы последних лет происходят потому, что для кого-то, к сожалению, для очень многих, является модой то» что стало выстраданными убеждениями для других.