Ирония как художественный прием в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети» пользуется разными художественными приемами: портретной характеристикой, антитезой, пейзажными зарисовками. Все они помогают более полно раскрыть характеры персонажей.
Кроме перечисленных художественных приемов, в романе «Отцы и дети» автор прибегает и к ироническому описанию и оценке событий. -Иронично рассказывает нам автор о Павле Петровиче Кирсанове, герое, некогда известном в высшем столичном обществе. И теперь, оставшись жить в деревне с братом, он не забывает следить за своей
Обратимся теперь к сцене дуэли, ведь она является итоговой в идейном споре либералов и демократов. Именно в этой сцене Павлу Петровичу, военному человеку, суждено не только промахнуться, но и упасть в обморок при виде крови. В этом есть что-то абсурдное. Тургенев иронизирует над Павлом Петровичем, тем самым показывая, что это безупречное явление имеет множество изъянов. («Если сливки плохи, что же молоко», — из письма к Случевскому).
Помимо старшего Кирсанова, в романе есть и просто комические персонажи: это «прогрессист» Ситников и «эмансипе» Кукшина. Ситников заискивает перед Базаровым, забывая о своем человеческом достоинстве, всячески ищет его расположения. Автор высказывает через портретную характеристику свое отрицательное отношения к такого рода «прогрессистам»: лицо Ситникова «прилизанное», смех «деревянный», сам он рассыпается в ненужных комплиментах. И в сознании читателя возникает образ жалкого, никчемного существа, над которым все время смеются и которого презирают. Очень эффектна в этом смысле сцена, когда Ситников приезжает к Одинцовой, где гостят приятели Базаров и Аркадий, в тот момент, когда они собираются покинуть Никольское. Какой же глупый вид имеет этот человек, приехавший к известной даме в шикарном костюме со множеством чемоданов, набитых модной одеждой. Но ему никто не рад, его никто не ждал. Он вынужден уехать вместе с Базаровым и Аркадием.
Что же касается Евдоксии (имя-то какое!) Кукшиной, то о ней читаем в романе следующее: «У ней была не го служанка, не то компаньонка в чепце: явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки». Описание интерьера ее комнаты, где царит полный беспорядок, свидетельствует о таком же беспорядке в голове. Она «говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко. все, что она делала, выглядело неестественно» Кукшина в разговоре с Базаровым «роняла свои вопросы», не дожидаясь на них ответа, вела себя, как избалованный ребенок. Скорее, это не портрет эмансипированной женщины, а пародия на него.
В романе ирония встречается не только в авторских ремарках и описаниях, но есть в произведении герой, который сам достаточно иронично смотрит на окружающих, оценивает обстоятельства. Этот герой, конечно, Евгений Базаров. Так, место будущей дуэли он называет высокопарно «местом побоища», камердинера Петра, страшно испугавшегося выстрела и обморока Павла Петровича, величает «человеком, стоящим на вершине современного образования». Даже перед лицом смерти Базаров пытается иронизировать над собой: «моя собственная форма уже разлагается» или «червяк полураздавленный, а еще топорщится». Способность героя иронизировать над самим собой (а в романе этим качеством наделен только Базаров) даже в самые страшные минуты свидетельствует о недюжинности натуры, о силе воли и неординарности личности. Ведь невозможно представить себе Павла Петровича, с иронией относящегося к своим «прин-сипам». Он слишком серьезно относится к себе, и именно поэтому зачастую вызывает смех читателя.
В некоторых ситуациях ирония Тургенева близка к сатире (например, в сцене дуэли), но Тургенева с трудом можно назвать писателем-сатириком. Сатирическое изображение никак не вписывается в его творчество. Он скорее лирик, поэтому грустная или веселая насмешка, юмор, ирония чаще встречаются в его творчестве. Ирония используется автором как средство выражения авторского отношения к тому или иному герою, что помогает шире и объемнее отразить многогранность его личности.