Дерево как символическая деталь в романе «Отцы и дети»
Описание пейзажа, характеристики героев через отношение к природе — все это занимает большое место в произведениях Тургенева. Любовь к природе и частые обращения к ней в произведениях сделали автора знатоком пейзажной характеристики. Говоря о природе в романе «Отцы и дети», прежде всего читатель вспомнит лес или, более конкретно, — дерево. И это имеет свой смысл, ведь некоторые герои романа имеют прямое отношение к лесу и дереву.
Сомнений не вызовет утверждение, что многие герои «Отцов и детей» зооморфны. Например, Николая
Носится равнодушно, даже с цинизмом: «Природа не храм, а мастерская, и человек — в ней работник». А ведь именно природа дала ему один из его талисманов — осину. Но осина дерево очень необычное, она забирает
Афоризмом стали слова Базарова о том, что ни один ботаник не станет рассматривать каждую березу отдельно. И говорил это Базаров, сравнивая березы с людьми. Его собственная жизнь убедила его в обратном. Он встретил такую необычную, немного таинственную женщину, как Одинцова, и полюбил ее, хотя до встречи с Одинцовой презрительно отзывался о женщинах, говорил, что свободно мыслит между женщинами только урод. А ведь береза, с которой он сравнивал людей, — дерево, которое отдает энергию, в отличие от осины.
Еще один яркий персонаж «Отцов и детей» — это Павел Петрович Кирсанов. И если Базарова мы сравниваем с осиной, то Павел Петрович — это лес. Лес состоит из деревьев-людей, что говорит отчасти в его пользу, отчасти — нет. Павел Петрович — человек достаточно сильный, но все же он не смог побороть себя при встрече с княгиней Р. Именно в лесу живут божьи коровки, и кошку можно там найти, и лягушку. Поэтому, наверное, Павел Петрович в результате начинает понимать Базарова, ведь лягушка — талисман Базарова. У Базарова с Павлом Петровичем больше сходства, чем различий, и это подтверждается тем, что лягушка живет в лесу. И еще Базаров — это и червь, и орел и Павел Петрович — и апостол Павел, и «маленький».
Мотив дерева мы видим и во время встречи Аркадия Кирсанова с Катей одинцое)й. Они сидели под ясенем, который способствовал их любви, оберегал. Они, наверное, почувствовали это и поэтому встречались именно там.
В сцене под стогом, когда там отдыхали Базаров и Аркадий, присутствует мотив дерева. Падает кленовый лист. А кленовый лист напоминает крест и принимает значение ключа к жизни, обращения к Богу.
И в переломном моменте романа — дуэли — тоже пpиcyтcтвyeт мотив дерева: дуэль проходила за рощей, эта роща скрывала дуэ лянтов, и никто не догадался о том, что же на самом деле произо шло между Базаровым и Павлом Петровичем.
Базаров, всю жизнь насмехавшийся над прекрасным, в конце жизни задумался, зачем он жил, нужен ли он России? Любовь i природа победили его холодность и равнодушие, и над его могило! мы видим две прекрасные елки, посаженные заботливыми рукам! его родителей.
Мотив леса и дерева прослеживается на протяжении практически всего романа и имеет немаловажное значение. Это и средство характеристики персонажей, и средство выражения авторской позиции. Надо обладать большим мастерством, чтобы, казалось бы, небольшие детали сделать значимыми. И Тургенев, обладая этим даром, вложил неоспоримый по важности и необходимости смысл в описания и упоминания леса и дерева.