Базаров – революционер демократ

Роман Тургенева “Отцы и дети” был написан через два года после романа “Накануне”, о котором критик Н. Добролюбов писал: “Cтарая общественная рутина отживает свой век. и в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова. И недолго нам ждать его.” Образ Базарова в романе “Отцы и дети” и явился ответом на вопрос: каковы же они, “новые люди” новой эпохи. Разъясняя истинный смысл своего произведения, Тургенев писал: “Это торжество демократизма над аристократией”. Отмечая главную черту своего героя, Тургенев утверждал, что Базаров “демократ до конца ногтей”. Демократизм Евгения Базарова наглядно отражен в его биографии, портрете, речи, занятиях, мировоззрении. Автор не дает подробной биографии Базарова, но читателю известно, что дед его был сельским дьячком и “сам землю пахал”, что отец его – лекарь, что сам Базаров учился в Медико-хирургической академии, “ни копейки” не взяв у родителей на свое образование. Своими знаниями он обязан себе и с полным правом говорит об этом: “Всякий человек сам себя воспитать должен”.
Когда Базаров появляется в Марьине, его внешность сразу шокирует Павла Петровича, который увидел в нем человека не своего круга и поэтому “не подал руки”. Базаров небрежен в одежде, руки его обнажены и красны, манеры просты. Но в словах автора о том, что лицо Базарова “оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”, мы видим симпатию. Базаровская манера говорить, спорить, отвечать характеризует его именно как человека демократического лагеря, его речь проста и лаконична, в ней много народных выражений, пословиц, поговорок (“дурь из него не вся вышла”, “от копеечной свечи Москва сгорела”). Не терпя пустых и праздных разговоров, Базаров говорит четко и до предела сгущает мысль, часто – афоризмами (“Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”).

Характерная черта демократа-разночинца Базарова – любовь к труду. И хотя автору было трудно детально показать деятельность Базарова, его трудолюбие он подчеркивает на протяжении всего действия романа: “Аркадий сибаритствовал, Базаров работал”; “Работать хочется, а здесь нельзя” (о доме родителей); “на него нашла лихорадка работы”. Базаров увлечен естественными науками, что было отличительной чертой 60-х годов XIX века, он хорошо разбирается в агрономии, химии, ботанике, медицине, при этом оценивая их значимость для общества с передовых современных позиций, как истинный патриот Отечества, понимающий отсталость России и необходимость развития тех областей знаний, которые помогут ей выбраться из вековой отсталости. В противоположность господам-аристократам Базаров понимает, что пышными и красивыми фразами никого не изменить, необходимо учиться и работать, этому он и посвящает почти все свое время. Демократизм Базарова на фоне дворян Кирсановых сразу чувствуют простые люди Марьина, которые видят, что он “свой брат, не барин”: слуги симпатизируют ему, с ним быстро освоилась застенчивая Фенечка, “дворовые мальчишки бегали за дохтуром, как собачонки”.
Но Базарова это отношение простых людей не умиляет, как это было бы с господами Кирсановыми. Знание народной жизни, частое общение с мужиками привели Базарова к критическому отношению к русской деревне, ее быту, он насмешливо и требовательно относится к народу, которому решил посвятить свою жизнь, а тот этого еще и понять не может. Русский крестьянин 50-60-х годов XIX века еще не умеет видеть, что господа бывают разные, что среди тех, кого он привык считать господами, есть защитники интересов народа. Базаров понимает это и не идеализирует народ. Определяя мировоззрение своего героя, Тургенев писал: “.если он называется нигилистом, то надо читать революционером”. Базаров отрицает “все”, что даже “страшно вымолвить” Павлу Петровичу: самодержавие, крепостное право, религию, то есть те основы, на которых держится “безобразное состояние общества”. Базаров честно и прямо заявляет, что его цель – “место расчистить”, так как он понимает, что для “дела”, для революционных преобразований и строительства жизни его поколения не хватит, надо успеть хотя бы “место расчистить, а строить будут другие”.
Революционные убеждения Базарова основаны на близком знакомстве с жизнью народа, поэтому он так легко разбивает доказательства Павла Петровича о незыблемости религии, патриархальности, крестьянской общины. Революционер 60-х годов XIX века, Базаров ненавидит “барчуков проклятых”, его споры с Павлом Петровичем – отражение взаимной неприязни. Следуя правде жизни, автор показал идейную и моральную победу революционера-демократа Базарова над Кирсановыми, аристократами и бездельниками, то есть, говоря словами Герцена, “вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов”. Произошло это потому, что для Тургенева главным в творчестве было: “Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни. даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями”.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Language and genre features of belle letters style.
Сейчас вы читаете: Базаров – революционер демократ