«.Они лучшие из дворян и именно потому выбраны мною чтобы доказать их несостоятельность» (по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети»)
А «Отцы и дети» появился в 1862 году. С тех пор и до настоящего времени он продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами. Тургеневу как великому художнику удалось раскрыть в «Отцах и детях» политический смысл идейной борьбы основных общественных и классовых сил в России конца 50-х — начала 60-х годов XIX века. В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. В ходе подготовки реформы 1861 года четко выявились противоположные позиции дворян-помещиков и революционных демократов.
По своим
Как же изображены
Основным и единственным выразителем демократической идеологии здесь является Евгений Базаров. Тургенев наделил его любовью к точным наукам и труду, материалистическими взглядами, способностью оказывать влияние на окружающих. Однако главный герой не остается таким на протяжении всего романа. Писатель во второй половине «Отцов и детей, изменяет облик Базарова, лишает его веры в народ и в будущее России, приводит к пессимизму, то есть делает не похожим на подлинных революционеров-демократов. Он думал о них как о большой силе, но преходящей, которая должна уступить свое место реформаторам-постепеновцам. Вот почему Базарова писатель заставил умереть от случайного пореза пальца.
Идейными антагонистами героя оказались либералы-дворяне, которые уже обнаружили свою экономическую и политическую слабость. Тургенев доказал, что историческая роль дворянством уже сыграна и ему надо уступить место разночинцам. Вот почему писатель изображает либералов людьми слабыми. Главный идейный противник Базарова — Павел Петрович Кирсанов.
Кирсанов невзлюбил его за взгляды на жизнь, присущие нигилистам. Все мысли Павла Петровича сводились к тому, чтобы сохранить старый порядок. Главный герой стремился этот порядок уничтожить. Павел Петрович постоянно спорит с Базаровым о науке, самодержавно-крепостническом строе, крестьянах, «правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон». «Волосатый» — так сказал Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: и длинные волосы, и балахон с кистями, и красные неухоженные руки, контрастирующие со щегольством аристократа. Его аристократизм на английский манер сводится к слепому поклонению всему английскому — от парламента до рукомойников. Тургенев подчеркивает, что Павел Петрович придерживался своих либерально-аристократических принципов, был тверд и последователен в борьбе за их осуществление. Однако сами по себе его принципы мертвы, обречены историей. Павел Петрович в конце романа покидает свою родину, пер