Живые очерки солдатских и офицерских типов в военных рассказов Толстого
В статье «Несколько слов по поводу книги «Война и мир», напечатанной в 1868 году, в пору завершения романа, Толстой пояснял свое изображение войны ссылкой на собственный военный опыт. В кавказских и севастопольских рассказах действительно найдено многое, что потом расширится, разовьется на громадном эпическом полотне. Без личных военных впечатлений и познаний «Война и мир» не могла быть создана — во всяком случае, такою, какою мы знаем ее теперь.
На Кавказ, где велась затяжная война, русские люди попадали по-разному. Туда были
Весной 1851 года Толстой уехал на Кавказ вместе, с любимым старшим братом Николаем, служившим,1 там армейским офицером. Подобно герою повести «Казаки» (начатой в 1853 году на Кавказе), он мечтал найти новую, более осмысленную и полезную жизнь. Толстой участвовал в походах сначала добровольцем, потом
Между тем главные исторические события разворачивались в другом месте: начиналась русско-турецкая война. Шестого октября 1853 года Толстой подал командующему войсками, находившимися в Молдавии и Валахии, докладную записку о переводе в действующую армию. В ноябре 1854 года, после непродолжительной службы в Дунайской армии, он получил назначение, которого так добивался, — в осажденный Севастополь. В Севастополе он в полной мере познал, что такое смертельная опасность и воинская доблесть, как переживается страх быть убитым и в чем заключается храбрость, побеждающая и уничтожающая этот страх. Он увидел, что облик войны бесчеловечен, что он проявляется «в крови, в страданиях, в смерти», но также и то, что в сражениях испытываются нравственные качества борющихся сторон и проступают главные черты национального характера.
На Кавказе и в Севастополе Толстой лучше узнал и еще больше полюбил простых русских людей солдат, офицеров. Он почувствовал себя частицей огромного целого — народа, войска, защищающего свою землю. В одном из черновиков романа «Война и мир» он писал об этом ощущении причастности к общему действию, воинскому подвигу: «Это чувство гордости, радости ожидания и вместе ничтожества, сознания грубой силы — и высшей власти». В ранних военных рассказах — «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», — открывая, по словам II. А. Некрасова, неведомую до того русской литературе область и давая живые очерки солдатских и офицерских типов. Толстой исследует отличительные черты национального характера.
Капитан Хлопов, от лица которого ведется рассказ в «Набеге», симпатичен волонтеру: «У него была одна из тех простых, спокойных русских физиономий, которым приятно и легко смотреть прямо в глаза». Предшественник Тушима из «Войны и мира», капитан Хлопов достоверно знает, что такое храбрость на войне: «Храбрый тот, который ведет себя как следует». Ему не нужно казаться храбрым, потому что он живет по главному правилу войны: бояться того, чего следует бояться, а не того, чего не нужно бояться. Во всей фигуре капитана «столько истины и простоты», хотя и «очень мало воинственного», что рассказчик думает про него: «Вот кто истинно храбр».
В «Рубке леса» об этом «духе русского солдата» говорится: «В русском, настоящем русском солдате никогда не заметите хвастовства, ухарства, желания отуманиться, разгорячиться во время опасности: напротив, скромность, простота и способность видеть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют отличительные черты его характера». Первые уроки войны для Толстого тысячекратно подтвердились потом в Севастополе. На Кавказе и здесь, в Севастополе, он близко узнал главные качества русского солдата и навсегда полюбил его. В 1854 году для задуманного журнала «Солдатский вестник» он начал писать рассказ «Как умирают русские солдаты», или «Тревога». Журнал не был разрешен петербургскими властями, рассказ так и остался неоконченным и появился в печати лишь в 1928 году.
Не приходится сомневаться, что увиденное писателем на Кавказе и в Севастополе запомнилось на всю жизнь, стало источником и материалом для «Войны и мира», для таких шедевров, как повесть «Хаджи-Мурат» (солдаты в секрете, смерть Авдеева).
Спустя много лет после Крымской войны, оказавшись в Севастополе, Толстой с волнением вспоминал героическую оборону города, осматривал четвертый бас — тион, где провел в составе артиллерийской бригады несколько месяцев и чуть не был убит.
Свои военные рассказы на Кавказе и потом в Севастополе он писал по горячим следам событий — о только что виденном, слышанном, случившемся. Но военная хроника обернулась художественным открытием подлинной правды о войне.