Тема семьи в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Мысль о духовных основах семейственности как внешней формы единения между людьми получила особое выражение в эпилоге романа “Война и мир”. В семье как бы снимается противоположность между супругами, в общении между ними взаимодопол-няется ограниченность любящих душ. Такова семья Марьи Болконской и Николая Ростова, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные начала Ростовых и Болконских. Прекрасно чувство “гордой любви” Николая к графине Марье, основанное на удивлении “перед ее душевностью, перед тем почти недоступным

для него, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена”. И трогательна покорная, нежная любовь Марьи “к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его”.
В эпилоге “Войны и мира” под крышей лысогор-ского дома собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские, болконские, а через Пьера Безухова еще и каратаевские начала. “Как в настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая
уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое. Каждое событие, случавшееся в доме, было одинаково – радостно или печально – важно для всех этих миров; но каждый мир имел совершенно свои, независимые от других, причины радоваться или печалиться какому-либо событию”.
Это новое семейство возникло не случайно. Оно явилось результатом общенационального единения людей, рожденного Отечественной войной. Так по-новому утверждается в эпилоге связь общего хода истории с индивидуальными, интимными отношениями между людьми. 1812 год, давший России новый, более высокий уровень человеческого общения, снявший многие сословные преграды и ограничения, привел к возникновению более сложных и широких семейных миров. Хранителями семейных устоев оказываются женщины – Наташа и Марья. Между ними есть прочный, духовный союз.
Ростовы. Особые симпатии писателя вызывает патриархальная семья Ростовых, в поведении которой проявляются высокое благородство чувств, доброта (даже редкая щедрость), естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Дворовые Ростовых – Тихон, Прокофий, Прасковья Саввишна – преданы своим господам, ощущают себя с ними единой семьей, обнаруживают понимание и проявляют внимание к барским интересам.
Болконские. Старый князь представляет цвет дворянства эпохи Екатерины II. Его характеризует истинный патриотизм, широта политического кругозора, понимание подлинных интересов России, неукротимая энергия. Андрей и Марья – передовые, образованные люди, ищущие новые пути в современной жизни.
Семейство Курагиных несет одни беды и несчастья в мирные “гнезда” Ростовых и Болконских.
При Бородине, на батарее Раевского, куда попадает Пьер, чувствуется “общее всем, как бы семейное оживление”. “Солдаты. мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. “Наш барин” прозвали его и про него ласково смеялись между собой”.
Так чувство семьи, которое в мирной жизни свято берегут близкие к народу Ростовы, окажется исторически значимым в ходе Отечественной войны 1812 года.




Сергей есенин в самом звучании этого имен.
Сейчас вы читаете: Тема семьи в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”