Роман «Война и мир» Толстой создавал в самые счастливые годы своей жизни, на подъеме творческого духа, когда его волновали вопросы, полностью отразившиеся в романе и касающиеся существенных сторон человеческой духовной жизни: «Что дурно и что хорошо? Как жить и что такое я? В чем счастье?» На многие подобные вопросы мучительно ищут ответа и отвечают любимые герои писателя. Из их переживаний, волнений, раздумий вырастает для читателя общефилософский смысл романа, приобретает глубокое и широкое значение его заголовок.
«Война есть самое гадкое дело в жизни, надо понимать это и не играть в войну», — скажет один из любимых героев автора Андрей Болконский. «И совершилось самое противоестественное человеческой природе событие — началась война», — так определит сам автор начало войны 1812 года. Эти утверждения Толстого были началом его пацифизма, но одновременно — и будущего отрицания насилия вообще, к которому он придет. В конце жизни он заявит: «На всякие же насилия, с какой стороны они бы ни происходили, смотрю с омерзением».
Но патриот Л. Толстой о справедливой войне русского народа против захватчиков французов в 1812 году скажет от имени всего своего народа устами князя Андрея: «Французы разорили мой дом, они оскорбляли и оскорбляют меня всякую минуту. Они враги, по моим понятиям, их надобно казнить». Это было сказано накануне Бородинского сражения, ставшего огромной моральной победой русского народа в этой войне, объединившей для защиты Отечества все слои русского общества. Истинно и свято понимает автор романа необходимость и величие народной справедливой войны.
Пожалуй, третьим аспектом понятия «война» в романе Толстого становится рассказ о той лживой «войне», которую ведут сановники и «штабные влиятельные лица», ведя интриги один против другого с целью упрочить свое положение и сделать карьеру путем связей, лжи и «неписаной субординации». Это происходит не только в условиях чуждой народу войны 1805-1807 годов, но и во время героической народной войны 1812 года, когда на фоне истинно патриотических событий Бородина и партизанской войны, невиданной дотоле французами, господа дворяне клевещут на Кутузова, делят кресты и награды, рвутся наступать и преследовать бегущего врага там, где Кутузов видит главной задачей сохранить жизни русских людей.
Толстой в романе утверждает необходимость объединения людей доброй воли, которые, собравшись вместе, сумеют противостоять тем, кто навязывает народам войны. «Ведь как просто!»- восклицает автор, выдвигая идею объединения противников войны. В...

этом утверждении необходимости борьбы за мир писатель выступает как представитель лучшей, передовой части общества. Актуальность этого романа несомненна, в этом — главнейшее значение слова «мир» в заголовке романа.
Есть и другое понятие мира, которое по орфографии XIX века писалось «мiр» и означало крестьянский мир, общину, объединенную своими интересами. В этом смысле понятие «мир» дается через рассказ о крестьянах Богучарова, интересы которых так непонятны господам: то они собираются куда то переселяться, то отказываются последовать в отступление за княжной Марьей, так как для них «крепость» (то есть крепостное право) хуже нашествия врага. Толстой, подобно многим прогрессивным мыслителям своего времени, считал народ движущим элементом истории, вершителем, поильцем, кормильцем и созидателем основных материальных и духовных ценностей. Поэтому не случайно его лучшие герои в своих нравственных поисках обращаются к мировоззрению народа, думают об облегчении его участи (князь Андрей уже в 1808 году, задолго до начала декабристского движения, перевел 300 душ своих крепостных крестьян в вольные хлебопашцы), пытаются понять те вечные ценности, которые сохранил для них мир русского крестьянства (пребывание Пьера во французском плену и знакомство с Платоном Каратаевым).
Мир человеческих отношений, обычная мирная жизнь людей со всеми их радостями и горестями, влюбленностями и разочарованиями, болезнями и восторгами — этот мир подробно раскрывает автор, показывая семьи Ростовых, Курагиных, Болконских, Друбецких, Бергов, сложнейший мир человеческого счастья и несчастья. У него есть любимые герои и семьи, где, может быть, и не царит всегда безмятежное спокойствие, но где люди живут «миром», то есть дружно, сообща и помогая и поддерживая друг друга. Изображает он и нечто прямо противоположное по сути отношений, например, семью Курагина, где мать завидовала счастью дочери.
Сложнейший мир человеческой души — еще одна сторона понятия «мир» в заголовке романа. С одной стороны, великое душевное богатство Андрея Болконского и Пьера Безухова, душевная чуткость и красота Наташи Ростовой и княжны Марьи, а с другой — примитивнейший мир души светских трутней — Курагиных, Несвицкого, Жеркова, Шерер. Мир души человеческой сам Толстой определял так: «жизнь сердца и интересы мысли»; он отказывает в этом нелюбимым героям, а у любимых описанию этого мира посвящены многие страницы романа, раскрывающие «диалектику души» героя через внутренние монологи, диалоги, письма, объяснения, размышления и даже портреты.
Таковы основные гуманистические аспекты смысла заглавия романа Л. Н. Толстого «Война и мир».



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Гуманистический смысл заглавия романа «Война и мир»