Образ наполеона у Л. Толстого и А. Пушкина (О величии и ничтожности)
К образу Наполеона в русской литературе первым обратился поэтический гений А. Пушкина. В стихотворении, написанном по случаю получения известия о смерти бывшего французского императора и полководца, поэт делает попытку объективной оценки его личности с точки зрения истории.
Для А. Пушкин Наполеон — «великий человек», «могучий баловень побед» и «изгнанник вселенной». Поэт восклицает:
О ты, чьей памятью кровавой
Мир долго, долго будет полн.
Мысленно обращаясь к жизненному пути Наполеона, А. Пушкин отмечает, что
Тогда и возник Наполеон. Но Пушкин бросает ему обвинение в том, что он «человечество презрел» и обманул надежды и чаяния народа.
Поэт говорит, что Наполеон завоевал всю Европу и потому считался великим и непобедимым. А поскольку российское общество привыкло перенимать моду и привычки
Свергнутый Наполеон умер в изоляции и одиночестве на острове Святой Елены. Но Пушкин предупреждает:
Да будет омрачен позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Его развенчанную тень!
Странное отношение к человеку, одно имя которого должно вызывать недобрые воспоминания у каждого русского человека. Но гениальный русский поэт не только объясняет свое отношение к Наполеону тем, что тот указал русскому народу его великую миссию в Европе.
Наполеон, каким его описал Л. Толстой в романе «Война и мир», лишен способности понимать, что мир существует не для того, чтобы удовлетворялись его желания. Например, в беседе с русским посланником Балашевым, французский император обращается к нему как к своему подчиненному, который должен радоваться вместе с ним унижению русского императора. Наполеон не может представить себе, чтобы кто-то, в том числе и посол враждебного государства, не обожал его. В его искреннем убеждении, что все должны хотеть того, чего хочет он, просматривается некая наивность. С точки зрения Л. Толстого, в историческом плане Наполеон действует разрушительно. И мотивом его деятельности является эгоистический произвол. Спор о роли Наполеона в истории Европы начинается буквально на первых страницах романа «Война и мир» и заканчивается только в эпилоге. В начале романа его ведут между собой гости салона мадам Шерер. Тон разговора задает хозяйка салона. Фрейлина двора и приближенная императрицы Марии Федоровны, она как будто выражает придворную точку зрения на Наполеона и его политику и «подсказывает» своим гостям, что можно, а чего не следует говорить о Наполеоне. И все они должны в полном согласии с мнением хозяйки салона говорить, что
Наполеон — Антихрист, выскочка, узурпатор, человек низкого происхождения, не имеющий никаких прав на титул французского императора.
И все идет по заранее определенному сценарию до тех пор, пока в разговор не вступает Пьер Безухов. Он говорит, что в случае с казнью герцога Энгиенского была государственная необходимость и что «Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке». Милая плавная беседа превращается в горячий спор, который приводит мадам Шерер в испуг, а большинство ее гостей в трепет. Пьер пытается доказать, что Наполеон — великий человек, сумевший подняться над революцией. Он «подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее — и равенство граждан, и свободу слова и печати». Пьер указывает на прогрессивные идеи в политике Наполеона и подчеркивает, что их «значение в правах человека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан».
Со всех сторон на Пьера сыплются упреки, обвинения в якобизме и разные вопросы. Они приводят героя в замешательство и ставят в тупик. Но на помощь ему приходит князь Андрей. Он принимает сторону Пьера. С целью примирения сторон и подведения итога салонному спору он говорит: «Нельзя не сознаться, Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но. но есть другие поступки, которые трудно оправдать».
Последующая традиция придерживалась больше точки зрения Л. Толстого, а не А. Пушкина. Потому и личность Наполеона воспринималась в неверном свете, а его имя стало синонимом выскочки, узурпатора, маленького человека, волей судьбы наделенного неограниченной властью.