Смысл духовных исканий Андрея Болконского

Он так всеми силами души всегда искал одного:
Быть вполне хорошим.
Л. Н. Толстой
Князь Андрей Болконский — литературный герой, любимый миллионами чита­телей во всем мире, воспринимающими его раннюю смерть как личную трагедию.
Уже при первом появлении в великосветском салоне А. П. Шерер он привлека­ет наше внимание своей непохожестью на завсегдатаев этого салона. Ему здесь не по себе: об этом говорит его скучающий взгляд.
С недовольства собой, неудовлетворенности своей жизнью начинается его путь в романе.
Чтобы покончить

с прозябанием в «свете», он решает идти воевать против На­полеона, хотя не чувствует к нему враждебности, более того, считает Бонапарта выдающимся человеком. «Я иду потому, что эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь — не по мне!» — признается он Пьеру.
Князь Андрей на перепутье и стремится проверить себя, раскрыть свои воз­можности. Участвуя в войне 1805-1807 годов, он очень изменился: новая дея­тельность захва|ила его, позволила испытать себя, исчезла скука.
В офицерской среде Болконский выделяется своими деловыми и нравственными качествами. Решив служить, он «полагает свой интерес в успехе общего
дела», проявляет истинный героизм, участвуя в Шенграбенском сражении. Но после боя, видя, что трусы и карьеристы чувствуют себя героями, а настоящие герои (Тушин, Тимохин), робея перед начальством, робко выслушивают несправед­ливые упреки, князь Андрей растерян: «все это было так не похоже на то, на что он надеялся».
Князь Андрей мечтает о славе, о своем Тулоне. Ведь для него желание славы — не стремление возвыситься над людьми. Правила, по которым он живет, возвы­шенны и благородны. Это правила чести. Поэтому путь к славе для Болконского — это подвиг в бою, спасение армии. Такой подвиг он совершил в Аустерлице: бро­сился в атаку со знаменем в руках, увлекая за собой солдат, и, тяжело раненный, упал.
Здесь, на Праценской горе, князь Андрей переживет минуты, которые во многом изменят его жизнь. Он услышит голоса и французскую фразу, сказанную над ним: «Вот прекрасная смерть!» — «Князь Андрей понял, что. говорит это Наполеон. Он знал, что это был Наполеон, его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким бесконечным небом с бегущими по нему облаками».
Едва оправившись от ранения, Болконский пережил смерть жены и вовсе утра­тил интерес к жизни. Перед нами — иной, постаревший, с потухшим, мертвым взглядом человек. На заверения Пьера, что счастье приносит жизнь для других, князь Андрей отвечает, что пытался жить для других и загубил свою жизнь. А теперь он намерен «жить, избегая только двух зол — угрызения совести и болезни». В нем говорит его душевная боль, сознание допущенных ошибок. Но автор «Войны и мира» уверен: самое главное не в том, чтобы прожить жизнь не ошибаясь. Глав­ное — судить себя, спорить с собой, преодолевать себя снова и снова. Такая внут­ренняя работа постоянно идет в Болконском. Он не позволяет себе думать о новой жизни, любви, службе, продолжая, как и раньше, безвыездно жить в деревне. Но все-таки постепенно князь Андрей оживает. Л. Н. Толстой гениально раскрывает «диалектику души» своего героя, рисуя две его встречи с весенним дубом. По дороге в Отрадное, имение Ростовых, Болкон­ский видит дуб, который «старым, сердитым и презрительным уродом» стоит меж­ду улыбающимися березками и не хочет поддаваться очарованию весны. Кажется, он разделяет чувства князя Андрея и соглашается с ним: «Наша жизнь кончена». Возвращаясь по той же дороге к себе в Богучарово, Болконский ищет глазами тот дуб, «с которым они были согласны», и не узнает его: «Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно». Теперь дуб, «весь преображенный», словно подсказывает Болконскому совсем другое, противополож­ное решение, к которому князь Андрей внутренне был уже готов: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь. чтобы на всех она отража­лась и чтобы все они жили со мною вместе».
Через два месяца Болконский уезжает в Петербург, чтобы заняться государствен­ной деятельностью. Но вскоре он потерпит разочарование. Он поймет, как туп и безразличен к людям и к своей работе Аракчеев; как далека от потребностей реаль­ной жизни «деятельность» комиссии Сперанского.
Но главный удар нанесла князю измена Наташи. Многое мог бы понять и про­стить любимой этот благородный человек, но не то унижение, которое испытал он, узнав, что ему предпочли ничтожество, бесчестного пошляка Анатоля Курагина.
Отправившись на войну, князь Андрей не думал о ней. Он поглощен безрадост­ными мыслями о своей неудавшейся жизни, о сыне. Нет в его израненной душе места войне.
Но война ворвалась в его жизнь и изменила ее. Этот последний в своей жизни экзамен он выдержал с честью. Именно теперь он осознает своим народ, на кото­рый раньше смотрел свысока. Он с теми, кто поджигает свои дом», свой хлеб, что­бы они не достались врагу, с теми, кто рвется в бой, идет в ополчение. Пришел час, когда стало важно только одно — общая судьба всех, судьба Отечества.
Князь Андрей ни в чем не изменил себе. Когда-то под Шенграбеном он мысленно произнес: «Я не могу бояться». В Бородинском сражении он видит, как летит в него ядро, но не позволяет себе упасть на землю, чтобы спастись: ведь на него смотрят его солдаты. Нелепая, на первый взгляд, гибель этого прекрасного человека — это су­ровая правда войны.
Его путь, оборванный в середине, — это, через ошибки и заблуждения, путь к на­роду, к народной правде. Итог его духовных исканий — это отказ от эгоистических устремлений и понимание своей кровной связи с народом, готовность служить ему.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Смысл духовных исканий Андрея Болконского