Анализ эпизода «Прием в салоне Анны Павловны Шерер» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

«Приличьем стянутые маски» — вспоминаются слова М. Лермонтова, когда мы читаем страницы романа Л. Толстого, повествующие о салоне Шерер.
Яркие свечи, прекрасные дамы, блестящие кавалеры — так, казалось бы, говорят о светском вечере, но писатель создает совсем иные образы: прядильная машина, сервированный стол. Почти каждый из присутствующих скрывается за той маской, какую хотят видеть на нем окружающие, произносит фразы, каким » и не желает, чтобы верили». На наших глазах разыгрывается старая пьеса, а ведущие актеры — хозяйка

и важный князь Василий. Но именно здесь читатель знакомится со многими героями произведения.
«Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели», — пишет Л. Толстой о людях. Нет, о марионетках! Элен — самая красивая и послушная из них (выражение ее лица отражает, как зеркало, эмоции Анны Павловны). Девушка не произносит за весь вечер ни одной фразы, а только поправляет ожерелье. Эпитет «неизменяющаяся» (об улыбке) и художественная деталь (холодные бриллианты) показывают, что за ошеломляющею красотой — пу-сто-та! Сияние Элен не согревает, а ослепляет.
Из всех женщин, представленных автором в салоне
фрейлины, наиболее симпатична жена князя Андрея, ожидающая ребенка. Она вызывает уважение, когда отстраняется от Ипполита. Но и к Лизе приросла маска: с мужем дома она говорит тем же капризно-игривым тоном, что и с гостями Шерер.
Болконский — чужой человек среди приглашенных. Создается впечатление, что, когда он, щурясь, оглядел все общество, то увидел не лица, а проник в сердца и мысли — «зажмурился и отвернулся».
Только одному человеку улыбнулся князь Андрей. И того же гостя Анна Павловна встретила поклоном, » относящимся к людям самой низшей иерархии». Незаконнорожденный сын екатерининского вельможи представляется этаким русским медведем, которого надо «образовать», то есть лишить искреннего интереса к жизни.
Естественность Безухова пугает Шерер, она вызывает у нас улыбку, а незащищенность — желание вступиться. Так и делает князь Андрей, говоря: «Как вы хотите, чтобы он всем отвечал вдруг?» Болконский знает, что никого в салоне не интересует мнение Пьера, люди здесь самодовольны и неизменны.
Л. Толстой, как и его любимые герои, относится к ним отрицательно. Срывая маски, автор использует метод сопоставления и контраста. Князь Василий сравнивается с актером, его манера говорить — с заведенными часами. Метафора «сервировала своим гостям сначала виконта, затем аббата» вызывает неприятное чувство, которое усиливается при упоминании куска говядины. «Снижая образы», писатель говорит о преобладании физиологических потребностей над духовными, когда должно быть наоборот.
«Улыбка у него была не такая, как у других людей, сливающаяся с неулыбкой» — и мы понимаем, что герои в салоне разделены по принципу антитезы и что автор на стороне тех, кто ведет себя естественно.
Данный эпизод играет важную роль в романе: здесь завязываются основные сюжетные линии. Князь Василий решил женить Анатоля на Марье Болконской и пристроить Бориса Друбецкого; Пьер увидел свою будущую жену Элен; князь Андрей собирается идти на войну. Первая сцена романа перекликается с эпилогом, где мы встречаем юного сына Болконского, который незримо присутствовал в салоне Шерер. Снова возникают споры о войне, словно продолжая тему аббата Морио о вечном мире. Этой главной теме посвятил свой роман и Л. Толстой.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Анализ эпизода «Прием в салоне Анны Павловны Шерер» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)