Философия жизни Платона Каратаева (По роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)

Композиция “Войны и мира ” поражает своей сложностью и стойкостью. В романе развивается множество сюжетных линий. Они
Нередко пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев и судьбы целых семейств. Его героев
Связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Толстой
Исторически правдиво создает образ народа-героя Отечественной войны. В массовых сценах, где участвуют солдаты, в
Репликах отдельных персонажей, в действиях простых людей мы прежде всего видим проявление той “теплоты патриотизма”,
Которая воодушевляет всех солдат, партизан, лучших офицеров и генералов.
Одного из мужиков-партизан писатель рисует более крупным планом. Это “самый полезный и храбрый человек” в отряде
Денисова – Тихон Щербатый. В образе Тихона воплощены дух народа-мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства. С
Топором в руках идет он на врага не потому, что кто-то его понуждает, а под воздействием естественного патриотического
Чувства и ненависти к непрошеным гостям. Эти чувства настолько сильны, что Тихон становится порой жестоким, французы для
Него не люди, а враги и только враги.
Мы еще не видим Тихона, но образ его раскрывается в том, как о нем говорят его товарищи по оружию. В их грубоватых
Словах чувствуется восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: “Эка шельма”, “Ну ловок”, “Экая бестия”. Движения его
Ловки и быстры: в первый раз мы видим его бегущим, видим, как он свалился в речку, выбрался, побежал дальше. Он весь в
Порыве, в действии. Так же динамична его речь: “Один и навернись. Я его таким манером и сгреб. Пойдем, говорю, к
Полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол,
Христос с вами.”
Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах отличает Тихона. Он был не только самый
Полезный и храбрый человек, но и “шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину”.
Полной противоположностью Тихона Щербатого является Платон Каратаев. Если тот беспощаден к врагу, то Платон любит всех
Людей, в том числе французов. Если Тихон грубоват и юмор его сочетается с жестокостью, то Каратаев во всем хочет видеть
“торжественное благообразие”. И внешний облик Каратаева, и голос его, и манера говорить с “нежно-певучею лаской”, и сам
Характер его речей, полных раздумий о жизни, о людях, – все резко отличает его от Щербатого.
Тихон о Боге не вспоминает, надеется только на себя, на свою силу и ловкость. А “круглый солдатик Апшеронского полка”
Мыслит такими афоризмами: “Не нашим умом, а божьим судом”, “Рок головы ищет”, “Час терпеть, а век жить”. В этих
Пословицах – веками слагавшаяся философия терпения, покорности судьбе. Есть у Каратаева в запасе и другие пословицы, в
Которых слышатся отголоски крестьянского протеста против несправедливого устройства общества. Но сам Платон не из тех,
Кто активно вмешивается в жизнь. Он скорее готов “безвинно напрасно пострадать”.
В Платоне живет дух правдоискательства, столь характерный для русского крестьянства, и вековечная любовь к труду.
“Солдатик Апшеронского полка” навсегда остался мирным крестьянином-тружеником.
В душе Каратаева накопилась та же боль за отчизну, что и у всех русских людей. Живет в нем и вера в гибель нашествия.
Но Платона, с его лаской и добротой, распространяющейся равно на всех людей, трудно представить себе сражающимся. Он не
Робок, но любовь его не обернется ненавистью к врагу, даже к врагу, способному расстрелять ослабевшего от болезни
Пленного солдата, как был расстрелян и сам Платон. Вообще отдельная человеческая личность, и его собственная в том
Числе, лишена для него значения: “.жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она
Имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал”. И на вопрос: “Ты кто же, солдат?” – он отвечает
Во множественном числе: “Солдаты Апшеронского полка” – и фамилию свою называет так: “Каратаевы прозвище.”
В образе Платона Каратаева Толстой обобщил черты множества Каратаевых, которых он, как и другие русские писатели, видел
В жизни. И все-таки отношение Толстого к Платону Каратаеву не однозначно.
Рисуя борющийся народ, художник, верный жизненной правде, не мог изобразить его как народ Каратаевых. Писатель
Прославляет не пассивный, а борющийся народ: “.благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как
По правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею
До тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Древнегреческая литература периодизация.
Сейчас вы читаете: Философия жизни Платона Каратаева (По роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)