История создания романа А. Н. Толстого “Петр Первый”

Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 г. в городе Николаевске, ныне это город Пугачев Саратовской области.
Более двадцати пяти лет А. Толстого волновали Петровская эпоха и сам Петр. Не сразу нашел писатель ключ к исторически правдивому изображению эпохи Петра. В разные периоды творчества по разному виделись ему Петр и его эпоха. В своем сочинении я хочу проследить эволюцию темы Петра в творчестве А. Н. Толстого. Но прежде необходимо сделать небольшой исторической экскурс в литературу XVIII-XIX веков, так как в своей работе А. Толстой

шел от своих предшественников, особенно от творчества А С. Пушкина.
Творческая история “Петра Первого” – наглядное свидетельство упорного приближения художника к научному пониманию истории. Выступая на вечере в Коммунистической-академии в 1933 г., Толстой вспоминал: “На “Петра Первого” я нацеливался давно – еще с начала февральской революции. Я видел все пятна на его камзоле, но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане”.
“Нет сомнения, – пишет А. М. Крюкова, – что зарождение исторического сознания А. Толстого было обусловлено эпохой больших социальных и политических перемен
1917 г.”. Действительно, интерес Толстого к истории – это не снобистское увлечение стариной, не сухая страсть коллекционера к старинным словечкам и образам, не бегство От действительности. Для Толстого история была интересна возможностью с высоты современности взглянуть на опыт человеческих поколений, попыткой извлечь полезные выводы для сегодняшнего дня, разобраться в происходящем и лучше его понять. Поэтому Толстого привлекает не любая старина, а определенные исторические эпохи, решающие периоды истории, которые определяли судьбы народа и страны на долгие времена.
Так, писатель не раз объяснял потом свой интерес к теме Петра I желанием понять современность, подойти к творческому постижению революции “с другого конца”: Петр I – это подход к современности с ее глубокого тыла: В “Краткой автобиографии” мы читаем: “С первых же месяцев февральской революции я обратился к теме Петра Великого.
Должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности”. Здесь, по мнению А. М. Крюковой, важно подчеркнуть именно это обстоятельство- “инстинктом художника”, а не навязанной самому себе или пришедшей извне задачей творческого отклика. Что же привело его к эпопее “Петр Первый”? Отвечая на этот вопрос, А. Толстой пишет: “Меня увлекло ощущение полноты непричесанной и творческой силы той жизни, когда с особенной яркостью раскрывался русский характер”. В этой связи особый смысл приобретают и слова Толстого о его творческом интересе к четырем эпохам русской истории (эпохе Ивана Грозного, Петра Первого, гражданской войны 1918-1920 годов и нашей – сегодняшней – небывалой), по размаху и значительности – трагическим и творческим эпохам, в которых завязывался русский характер и которые открывают для нас и тайну художнического мышления писателя вообще. Пушкинский идеал связи времен мыслился А. Толстым не как абстрактное соотношение истории и современности, но как единый исторический путь, в котором одна эпоха переходит в другую и имеет с нею глубокую внутреннюю связь – общую философскую и историко-культурную тему: формирование народного, национального самосознания. Таким образом, замысел произведения о Петре и его эпохе, к которому Толстой обратился в 1917 г. (по другим источникам – в конце 1916 г.), возник на сложном переплетении импульсов от современной действительности и литературной традиции.
Действительно, нарастание могучего народного движения перед Октябрем 1917 года обратило А. Н. Толстого к исторической теме – эпохе Петра I. Именно в это время у писателя возникает замысел его первых рассказов на историческую тему (“Первые террористы”, “Наваждение” и “День Петра”). В них он пытается найти разгадку исторических закономерностей движения России, найти ответы на вопросы, поставленные крахом старого строя и быстро нарастающей революцией.
Однако писатель во взглядах на Петровскую эпоху оставался в плену старых представлений. Отвечая в 1933 г. на вопрос о причинах своего тяготения к теме Петра, Алексей Толстой сказал, что не помнит, что послужило побуждающим началом к ее зарождению, сделав при этом два очень важных уточнения: “Повесть о Петре I была написана в самом начале февральской революции. Несомненно, что эта повесть написана под влиянием Мережковского”. Два обстоятельства поставлены здесь рядом: время и литературное влияние. И именно второе обстоятельство – литературное влияние – вызвало у него уже после создания романа на эту тему особенное желание отказаться от Д. Мережковского и от своего раннего произведения: “Это слабая вещь”.
В статье “Как мы пишем” (1929 г.) Алексей Толстой пишет: “Только в двух случаях я задолго готовился к работе, роман “Петр I” был задуман еще в конце 1916 года, а предварительно написана повесть “День Петра” и пьеса “На дыбе”. Правда, начальным этапом работы писателя над темой Петровской эпохи, приведшим его к созданию романа “Петр Первый”, следует признать написание рассказа “Наваждение”, а незадолго перед тем – законченного очерка “Первые террористы”.
В “Наваждении” Алексей Толстой не показывает нам крупных исторических событий эпохи, нет в рассказе, собственно, и самой фигуры Петра: в нем рисуется трагическая гибель невинно оговоренного Кочубеи и несчастная любовь его дочери Матрены, то есть сюжет рассказа строится в основном на передаче интимных, любовных переживаний героя. Но рассказ все же важен. “Недаром спустя два месяца, – пишет Алексей Николаевич Толстой, – .я от слова до слова, до запятой (пропустив только одно место в несколько строк) вспомнил его наизусть”.
Это был опыт, по определению самого писателя, разработки общего историко-бытового фона и колорита старого языка.




Почему роман назван капитанская дочка.
Сейчас вы читаете: История создания романа А. Н. Толстого “Петр Первый”