Автор и его герой в одном из произведений А. И. Солженицына

Имя Александр Солженицын долгое время было известно лишь узкому кругу людей, его творчество было под запретом. Только благодаря прогрессивным переменам в нашей стране, это имя по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода.
После издания “Архипелага ГУЛАГа “(1989 г.) в мировой литературе не осталось произведения, которое представляло бы большую опасность для советского режима. Пелена, закрывавшая глаза многим, была снята. Все, что было собрано в этой книге, так ярко и эмоционально раскрыто, запечатлено и имеет документальные свидетельства. Каждая строчка в книге поражает своей откровенностью, удивляет приводимыми фактами и ужасает трагизмом судеб жертв “строительства коммунизма ” в России. Одной из таких жертв является и сам писатель. Имея “достойное ” происхождение : отец – из крестьян, мать – дочь пастуха, Александр Исаевич, казалось бы, должен стать “истинным советским патриотом “. Но этого не случилось. Не закончив литературный факультет, Солженицын уходит на войну с 1942 по 1945 годы, командует н фронте батареей, за что имеет ордена и медали. Славный боевой путь капитана Солженицына заканчивается в феврале 45-го, незадолго до победы. Его обвинили в самом страшном – 58-я статья. За то, что человек посмел иметь собственное мнение и свое личное отношение к “отцу народов “, – арест и восемь

лет лишения свобод. Год из которых Солженицын провел на следствии и пересылке, три – в тюремном НИИ и четыре самых трудных на общих работах в политическом Особлагере. В 1956 году Солженицын был реабилитирован. После появления в 1962 году рассказа “Один день Ивана Денисовича ” был принят в Союз писателей.
Рассказ “Один день Ивана Денисовича ” был “дебютным ” выступлением в печати. Это рассказ об одном счастливом дне зека Щ -854. Рассказ был написан за три недели и для его публикации потребовалось личное разрешение Хрущева. “Один день Ивана Денисовича ” задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере. В лагере он работает каменщиком, каменщиком работает и его герой. Рассказ “Один день Ивана Денисовича ” – это не только описание одного дня нашей истории, но и повесть о сопротивлении человеческого духа насилию. Лагерь Солженицына – это не просто реальный лагерь, а символ воплощения зла, ненависти, насилия. Условие выживания -сопротивление лагерному порядку. И весь сюжет повести -рассказ о сопротивлении живого неживому, человека – лагерю. Лагерь на каждом шагу угнетает человека, делает бессмысленным любое человеческое действие. Этот мир не сочетается с любой разумной работой. Поэтому заключенные относятся к работе так : “для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь – дай показуху “. Герой рассказа – Иван Денисович Шухов -необыкновенный человек. Все умеющий, крепкий правилами и цепкий умом, Шухов выживает в гнуснейшем лагерном быту благодаря своему чрезвычайному трудолюбию и долготерпению. В Шухове сохраняется народный дух трудолюбия. Не может крестьянский сын, как и все поколение его предков, работать спустя рукава. В его работе -противостояние лагерю. Если в лагере всех “добивает работа и одиночество “, то Шухову, напротив, удается спастись именно работой, любой работой, которую Шухов выполняет с достоинством. Тем, что Иван Денисович и отчасти вся бригада Тюрина работают на совесть, умело и споро, они сопротивляются несвободе лагеря. “Так устроен Шухов по – дурацкому, и за восемь лет лагеря никак отучить не могут : всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не сгинули ” Бригадир, смеясь, говорит Шухову, обращая внимание на его упорное желание закончить работу уже после съема : “Без тебя же тюрьма плакать будет!”.
В мире зла и насилия, бесправия и порабощения, в обществе придурков и шакалов, “шестерок и блатарей “, которые исповедуют лагерный закон “подохни ты сегодня, а я завтра “, нелегко сохранить душу и человеческое тепло. В таких условиях люди теряют всяческое уважение к окружающим и к себе тоже. Они перестают видеть разницу между добром и злом, между подлостью и преданностью, и вообще перестают быть Людьми. Но у Ивана Денисовича было свое верное средство вернуть человеческие мысли и доброе расположение духа – работа.
А работали зэки на недостроеннолй ТЭЦ. “Она стоит на бугре, а за ней зона кончается “. Откуда это радостное, упоенное строительство ТЭЦ? То ли в том дело, что работа здесь предвещает внутреннее, хотя бы временное, освобождение – “за ней зона кончается .”, то ли в том, что герою рассказа предстоит пережить иллюзию освобождения (зона кончается за ней!). И когда зэки входили в азарт работы, у Шухова “как вымело все из головы ” так, что он “ни о чем не вспоминал, не заботился, а только думал ” как ладно дело закончить. Вдохновенно и отрешенно работает каменщик, и, когда “мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор и на то место бросает и запоминает, где прошел нижний шов .”, кажется, что строит он стену свою, за которой будет храниться неподвластная лагерю святыня его души.
Есть у Ивана Денисовича еще одна характерная национальная черта – отстаивание своей внутренней свободы. Он старается как можно меньше внутренне зависеть от режима лагеря, хоть на несколько минут принадлежать себе. “Не подставляться лагерю нигде – в этом тактика сопротивления Ивана Денисовича.”Миг – наш! Пока начальство разберется .” – принцип Шухова. Так под угрозой десяти суток карцера он проносит на “шмоне ” “кусок ножовочного полотна ” – это его заработок, хлеб.
Иван Денисович прост, открыт, естественен, совестлив, привык “все брать на себя “. Он “никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился “. Шухов живет по принципу никого не утруждать, рассчитывать только на себя.
Он “понимает жизнь и на чужое добро брюхо не
Распяливает “.Это внутренняя сущность русского крестьянина человека глубинной народной породы. В рассказе мы видим, как гоорит, умает, действует простой русский крестьянин Шухов. У Ивана Денисовича нет ненависти ни к кому. Он даже в охране видит жертв лагеря. Охранники, русские люди, заняты бессмысленной работой.
Завершается рассказ спором Ивана Денисовича с Алешкой – баптистом. Алешка находит утешение в Боге. У Шухова же нет этого утешения : он человек от мира сего и не хочет довольствоваться сознанием своей праведности. Земной человек, крестьянин Шухов, не может с этим согласиться. Страна с тоталитарным режимом все делала посредством революционного насилия, чтобы поработить свой народ с помощью колючей проволоки. В ход пускались и более изощренные и надежные методы, например, с помощью группового взаимного порабощения людей заставляли ненавидеть друг друга, шпионить и подсиживать : “На то придумана бригада . такое устройство, чтоб не начальство зэков понукало, а зэки друг друга “. Но человеческий дух выстоял и там, за колючей проволокой, несмотря на все методы и способы, придуманные, чтобы сломить его, искоренить совсем и превратить человека в бесстрастный и послушный “винтик “. Но Иван Денисович сумел сохранить живую свою душу и увидел за бугром свет надежды на воскресение. Такое чувство остается по прочтении рассказа “Один день Ивана Денисовича “.
Заслуга Солженицына в изображении народно – национального характера состоит в том, что он спустил с героических высот схематический образ простого человека. Он показал, что мощь России создает не человек – монумент, а миллионы скромных Иванов Денисовичей. Эти люди выжили, выстояли и сберегли свои души для будущего Родины. Сегодняшние перемены в нашей стране подтверждают, что их нечеловеческие усилия были не напрасны.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Lexical abbreviations.
Сейчас вы читаете: Автор и его герой в одном из произведений А. И. Солженицына