Татьяна КАЛГАНОВА. Школьные учебники по литературе. Краткое изложение текста

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В процессе обновления содержания учебников по литературе можно выделить два этапа. Первый — с начала 90-х годов до 1998 года, с которого начинается новый этап обновления содержания учебников в связи с утверждением обязательного минимума содержания образовательных программ в 1998 году.

На этом этапе в связи с профильной и уровневой дифференциацией общеобразовательных учреждений созданы вариативные учебники для общеобразовательной школы и школ с углубленным изучением предмета.

Для школ естественно-математического

профиля нет специальных учебников, и, возможно, их не следует создавать. Количество часов на литературу в этих школах такое же, как и в общеобразовательных, кроме того, если ставить задачу гуманизации и гуманитаризации образования и всей жизни общества, то литература, как один из основных гуманитарных предметов, не должна быть в школах естественно-математического профиля ниже уровня общеобразовательной школы.

Для учебников, созданных на этом этапе и действующих в настоящее время, характерно включение нового пласта художественных произведений: поэзии «серебряного века», так называемой возвращенной

литературы, литературы русского зарубежья, расширены фольклор, древнерусская и в 5, 6, 7-м классах — зарубежная литература.

В современные программы и учебники включены дополнительно следующие имена русских классиков XIX-XX веков, которых не было в традиционных учебниках: В. Жуковского, П. Вяземского, И. Козлова, А. Кольцова, А. Дельвига, К. Батюшкова, Н. Лескова, Я. Полонского, Е. Баратынского, И. Никитина, А. Майкова, А. К. Толстого, Л. Андреева, Н. Карамзина, Г. Успенского, Н. Помяловского, К. Бальмонта, И. Анненского, М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. Ахматовой, М. Булгакова, А. Платонова и некоторых других.

Это означает, что в школу пришли значимые произведения русской литературы с их гуманистическим пафосом. Включение этих произведений осуществлено частично за счет сокращения темы революции и снятия ленинской темы. В современные учебники не вошли такие произведения, представленные в традиционных учебниках, как: «Жизнь Ленина» М. Прилежаевой; «Ленин и печник» А. Твардовского; «Дума о Ленине» М. Исаковского; В. И. Ленин о трех этапах освободительного движения в России ; «В. И. Ленин», «Мать» М. Горького; «Чапаев» А. Фурманова; «Разгром» А. Фадеева; «Как закалялась сталь» Н. Островского; статьи В. И. Ленина «Лев Толстой как зеркало русской революции», «Л.

Н. Толстой и современное рабочее движение», «Партийная организация и партийная литература», «О пролетарской культуре».

Определенная замена художественных произведений в курсе литературы связана прежде всего с изменением целей литературного образования.

В стабильных учебниках, издаваемых до 1989 года , на первый план выдвигалось «усвоение школьниками существа ленинской политики партии в области литературы и искусства, приобщение учащихся к искусству слова… и формирование на этой основе марксистско-ленинского мировоззрения учащихся, идейно-политических принципов, духовных потребностей, нравственных убеждений, художественного вкуса» .

Действующие учебники ориентируют на освоение гуманистических национальных и общечеловеческих ценностей, воплощенных в произведениях словесного искусства, на отказ от тенденциозных подходов к рассмотрению художественных произведений, связанных с политической конъюнктурой. Их основные воспитательные цели: приобщение учащихся к чтению русской и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе высоких нравственных качеств, гражданско-патриотических чувств, развитие эстетического вкуса, образного мышления, культуры речи и общения .

В настоящее время в практике школы используются следующие виды учебной книги по литературе:

— учебник-хрестоматия, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, программой, требованиями дидактики и методики и включены художественные тексты как основа литературы ; — учебник, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, учебной программой, требованиями дидактики и методики литературы ; — хрестоматия, в которой даются только художественные тексты в соответствии с программой ; — пособие для учащихся, в котором теоретические сведения сочетаются с упражнениями для формирования навыков и умений по курсу какого-либо класса или разрабатывается конкретная тема ; — учебник-практикум, в котором содержатся в основном вопросы и задания для изучения художественных произведений ; — сборники упражнений, дидактические материалы, тетради на печатной основе — все это находит применение в современной школе.

В школах действуют три вариативные системы учебников по литературе.

Учебники к программе Т. Ф. Курдюмовой:

Т. Ф. Курдюмова. «Литература», 5-й кл. Ч. 1, 2. «Просвещение», 1990-1997. В. П. Полухина. «Литература», 6-й кл. «Просвещение», 1991-1997.

В. Я. Коровина. «Литература», 7-й кл. «Просвещение», 1990-1998. Г. И. Беленький. «Литература», 8-й кл. «Просвещение», 1992-1998. Т. Ф. Курдюмова и др. «Литература», 9-й кл. «Просвещение», 1996-1998.

М. Г. Качурин. «Русская литература XIX века». 10-й кл. Ч. 1, 2. «Просвещение», 1998. Ф. Ф. Кузнецов. «Русская литература XX века. Очерки.

Воспоминания. Эссе». 11-й кл. «Просвещение», 1992-1996.

Эти учебники в 5-8-м классах строятся на проблемно-тематической основе. В каждом классе материал представлен от древней литературы до современной, так что у учащихся складывается представление об историко-литературном процессе. В 9-м классе дается краткий историко-литературный курс, завершающий литературное образование в основной средней школе.

В 10-м классе изучается более полный, систематический курс русской литературы XIX века на историко-литературной основе, а в 11-м классе — систематический курс русской литературы XX века, построенный таким же образом.

Учебники к программе Г. И. Беленького:

М. А. Снежневская, О. М. Хренова. «Литература. Начальный курс». 5-й кл. Ч. 1, 2. «Мнемозина», 1997.

О. М. Хренова, М. А. Снежневская. «Литература». 6-й кл. Ч. 1, 2. «Мнемозина», 1998.

Г. И. Беленький и др. «Литература». 7-й кл. — находится в печати. Г. И. Беленький «Литература».

8-й кл. «Просвещение», 1992-1998. Г. И. Беленький и др. «Русская классика. Избранные страницы».

Учебник-практикум. 9-й кл. «Мнемозина», 1997-1998. Г. Н. Ионин и др. «Русская литература XIX века». 10-й кл.

Ч. 1, 2. «Мнемозина», 1997. Ю. И. Лыссый и др. «Русская литература XIX века». Практикум. 10-й кл. «Мнемозина», 1998.

Ю. И. Лыссый и др. «Русская литература XX века». Практикум. 11-й кл. «Мнемозина», 1998.

Эти учебники в 6, 7, 8-м классах построены на проблемно-тематической основе, материал дается от древней до современной литературы в каждом классе. В 8-м классе используется тот же учебник Г. И. Беленького, что и к программе Т. Ф. Курдюмовой.

В 9-м классе предлагаются вопросы и задания для анализа художественных произведений, включены биографические справки о писателях и статьи, например, о классицизме, романтизме, реализме. Такой вид учебной книги получил название учебник-практикум. Авторы этой системы считают, что в старших классах учащиеся могут изучать литературу по художественным текстам, вопросам и заданиям к ним.

Эта точка зрения разделяется не всеми.

Учебник под редакцией Г. Н. Ионина для 10-го класса представляет собой систематический курс, построенный на историко-литературной основе. Кроме того, для 10-го и 11-го классов подготовлены практикумы, в которых содержатся вопросы, задания, критические материалы для анализа художественных произведений.

Учебники к программе А. Г. Кутузова:

А. Г. Кутузов и др. «В мире литературы». 5-й кл. Ч. 1, 2. «Дрофа», 1995-1998. А. Г. Кутузов и др. «В мире литературы».

6-й кл. «Дрофа», 1996-1997. А. Г. Кутузов и др. «В мире литературы». 7-й кл. «Дрофа», 1997. А. Г. Кутузов и др. «В мире литературы». 8-й кл. «Дрофа», 1998.

А. Г. Кутузов и др. «В мире литературы». 9-й кл. — находится в печати. А. Г. Кутузов и др. «Литература». 10-й кл. — разрабатывается. В. В. Агеносов и др. «Русская литература XX века».

11-й кл. Ч. 1, 2. «Дрофа», 1996-1997.

Структурообразующим принципом этих учебников для основной средней школы являются теоретико-литературные понятия, например: в 5-м классе — жанры; в 6-м классе — роды и жанры; в 7-м классе — характер и герой; в 8-м классе — литература и традиция; в 9-м классе — автор, образ, читатель. Учебники написаны живо и интересно, в форме диалога — например, профессора Калиныча и мальчика Прошки .

В издательстве «Дрофа» издаются учебники для углубленного изучения литературы под редакцией М. Б. Ладыгина. В 1996-1998 годах вышли в свет учебники для 5, 6, 7, 8-го классов.

У всех перечисленных учебников можно отметить следующие общие недостатки:

В реализации информационной функции:

— учебная информация часто превышает требования программ, много внимания в старших классах уделяется обзорам литературы с включением многочисленных имен и произведений; — материал излагается без учета познавательных возможностей учащихся; — в учебники-хрестоматии для 5, 6, 7-го классов и для углубленного изучения литературы включается неоправданно много переводной литературы; — в учебный материал недостаточно вводятся знания о приемах и способах учебной деятельности и получения знаний; — часто изложение материала страдает многословностью и сухостью;

В реализации воспитательной и мировоззренческой функций:

— литературный процесс не всегда дается в контексте культуры, часто Дети в среднем звене обучения убеждены в линейном характере литературного процесса , что отрицательно сказывается на формировании у учащихся целостной картины мира; — иногда основное внимание в учебнике уделяется формальной стороне художественных произведений, теоретико-литературным понятиям в ущерб идейно-нравственной проблематике;

В реализации мотивационной функции:

— действующие учебники слабо воспитывают познавательный интерес к учебному предмету: преобладает наукообразный стиль изложения, в целях экономии бумаги дается сплошной текст, шрифт, как правило, однообразный, нет специальных выделений, мало иллюстраций; — не всегда учитывается, что учебник автономный, самостоятельный источник знаний, ученик должен использовать его для индивидуальной работы, поэтому практически отсутствует материал для самоконтроля усвоенных знаний;

В реализации методической и справочной функций:

— вопросы и задания носят в основном репродуктивный характер, иногда они не учитывают возраста учащихся и невыполнимы; — недостаточно осуществляется преемственность в обучении, то есть материал излагается без учета имеющихся знаний учащихся; — практически не используется прием повторения основных понятий, доказательств для лучшего усвоения материала.

Действующие учебники подвергаются критике в периодической печати.

Так, в 1996 году во многом справедливо критиковались книги, подготовленные и изданные институтом «Открытое общество», например «Русские ночи» В. Турбина, «История русской поэзии: 1730-1980. Компедиум» В. Баевского и другие. Они причислялись к учебникам, хотя таковыми не являются.

Впоследствии книги, подготовленные по проектам института «Открытое общество», были рассмотрены Управлением общего среднего образования, и то, что заслуживало внимания, прошло экспертизу Федерального экспертного совета и только после доработки предложено школе.

Критика учебников связана также со стремлением отдельных учителей, методистов, ученых сохранить традиционный курс литературы, с их неприятием процесса обновления содержания литературного образования, вызванного демократизацией общества.

В 1998 году необоснованной критике в статье М. Постола «Насморк» в газете «Советская Россия» от 22 августа подверглись учебник под редакцией В. В. Агеносова «Русская литература XX века» и пособие для учащихся под редакцией Ф. Ф. Кузнецова «Русская литература XX века. Очерки. Воспоминания. Эссе» .

Критика, с нашей точки зрения, основана на фальсификации материала учебника и пособия. М. Постол признает только литературу социалистического реализма. Никаких других направлений он не принимает и резко отрицательно к ним относится и только с таких позиций рассматривает учебник и пособие.

Авторы же указанных книг не отрицают соцреализма, но представляют литературный процесс вполне объективно, включая произведения и «серебряного века» русской поэзии, и литературы русского зарубежья, и возвращенной литературы, в которых находит отражение идея нравственного совершенствования человека.

Основная тема ряда критических статей — критерии отбора художественных произведений, включаемых в учебники, по-разному их авторы видят соотношение русской и зарубежной, классической и современной литературы.

Встречается также точка зрения, что учебники по литературе вообще не нужны. Учащиеся должны читать художественные произведения и анализировать их с помощью учителя.

В 1998 году утверждено обязательное минимальное содержание литературного образования, и разрабатываются требования к уровню подготовки выпускников основной школы — документы, являющиеся определенным шагом к будущим стандартам и открывающие новый этап в развитии содержания литературного образования и школьных учебников.

Они способствуют:

— установлению единого образовательного пространства при сохранении определенной вариативности, что важно для литературы как искусства, где личные предпочтения в выборе тех или иных художественных произведений играют важную роль; — установлению приоритета русской литературы ; — выдвижению на первый план чтения и изучения учащимися художественных произведений и формированию на этой основе гуманистического мировоззрения, воспитанию нравственности, эстетического вкуса, гражданско-патриотической позиции; — снятию перегрузки учащихся .

В связи с этим первоочередными задачами в области совершенствования учебной литературы являются:

— переработка действующих учебников в соответствии с обязательным минимальным содержанием литературного образования; — утверждение обязательного минимума содержания литературного образования в 10-11-м классах; — подготовка нового поколения учебников литературы с учетом современного опыта и отечественных традиций, задач нравственно-эстетического и гражданско-патриотического воспитания учащихся.

‹ Предмет синтаксиса. Владимир Андреевич Звегинцев Вверх Григорий Гуковский. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике ›

Учебники

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Татьяна КАЛГАНОВА. Школьные учебники по литературе. Краткое изложение текста