Краткое изложение сказки Островского «Снегурочка»
Вся весенняя сказка А. Н. Островского «Снегурочка» овеяна доброй романтикой. Эта пьеса — воплощение мечты драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками. В ней рисуется царство счастливых берендеев, не знающих губительных распрей и кровавых войн:
Веселы грады в стране берендеев, Радостны песни по рощам и долам. Миром красна Берендея держава.
В этой стране царь, премудрый Берендей, художник и поэт, «отец земли своей», слуга народа,
Народ великодушный во всем велик, — мешать с бездельем дело Не станет он; трудиться, так трудиться, Плясать и петь — так вдоволь, — до упаду. Взглянув на вас разумным оком, скажешь, Что вы народ честной и добрый; ибо Лишь добрые и честные способны Так громко петь и так плясать отважно.
Берендеи неравнодушны к красоте окружающей их природы, и царь с восхищением произносит: Полна чудес могучая природа! Дары свои обильно рассыпая… Берендеи свято чтят и хранят любовь.
Для них она «благо, чувство, великий
Брак в среде берендеев свободен и «не терпит принуждения». Но он связан у них с нерушимой верностью и долгом, с правдой и совестью.
Именно любовь и стала сюжетным центром чудесной сказки, сотканной из народно-поэтических мотивов. Снегурочка олицетворяет сердечную стужу, дитя Мороза и Весны. Охраняя свою дочь, Мороз внес охлаждение и в отношения берендеев.
А за «сердечную остуду» берендееа Ярило-Солнце, сердясь, «стужей мстит». Тоскуя от одиночества, желая быть счастливой, как все берендеи, Снегурочка выпрашивает у своей матери девичью любовь.-Загоревшись восторгом кипучих страстей, Снегурочка, как и предсказывал ее отец, гибнет «от сладких чувств любви»
С кончиной Снегурочки вмешательство Мороза в жизнь берендеев прекратилось. И< царь призывает берендеев:
Изгоним же последний стужи след Из наших душ и обратимся к Солнцу. Сказка завершается славой богу Яриле: Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше.
Характеризуя цели литературно-художественного творчества, А. Н. Островский говорил: «Поэт ведет за собой публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства». Это и есть «делание добра» для его осознания не только автором, но и многочисленными читателями.