Работа с электронным текстом: поисковые технологии
В предыдущих выпусках мы уже говорили о том, что работа с электронным текстом в работе учителя-словесника будет успешной лишь в том случае, если в ней будет учитываться специфическая природа электронного текста. Когда же электронный носитель информации предпочтительнее, чем привычный «бумажный»? Приведем пример.
Изучаем «хрестоматийную» тему «Мотив одиночества в лирике Лермонтова» «) Как ветер, волен и Один… Беззаботен и Один… Белеет парус Один Окой…
И все, что чувствует, он чувствует Один! Никто моим словам
Заметим, что при поиске можно было исключить слова, не являющиеся однокоренными, если в поисковой строке набрать не просто «один», а «один» — с пробелом перед словом. Заметим также, что проведенный эксперимент совсем «чистым» назвать нельзя: мы не искали буквосочетание «одн», встречающееся, например, в слове «одна» .
Проанализируем результаты. Во-первых, мы можем быть абсолютно уверены, что не пропустили ни одного упоминания слова, связанного с темой одиночества в текстах поэта. Во-вторых, мы получили большой корпус текстов для анализа. В-третьих, такой путь дает
Хочется обратить внимание, что мотив одиночества в лирике Лермонтова — один из центральных, следовательно, и корпус текстов значителен по объему. Если же мы будем искать, к примеру, упоминания березы или клена в лирике Есенина, то в результате получим материал значительно меньший по объему и, следовательно, затратим на работу куда меньше времени.
Таким образом можно осуществлять поиск не только по элементам мотива в тексте, но и по буквальным Упоминаниям предмета или Имени героя. Например нужно вспомнить, когда впервые в «Преступлении и наказании» (