Конспект родительского собрания «Против насилия над детьми»
Смирнова Наталья Михайловна
Заместитель директора по ВР
МБОУ Александро — Ершинская СОШ
2015 — 2012 учебный год
Общешкольное родительское собрание «Против насилия над детьми»
Цель: Информировать родителей о понятии «Жестокое обращение с детьми».
Задачи:
Познакомить родителей с понятием «Школьное насилие»
Познакомить родителей с основными нормативными документами по защите прав детей
Форма проведения — обучающий семинар.
Подготовительная работа к собранию :
Приглашение
Подготовка презентации к собранию.
Оформление выставки рисунков «Моя семья»
Подготовка памятки для родителей по теме собрания
План собрания:
Вступительное слово заместителя по ВР
Доклад «Жестокое обращение с детьми»
Ход родительского собрания
СЛАЙД №1.
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о проблеме, которая в последнее время занимает ключевое место в нашей жизни. Это жестокое обращение с детьми.
СЛАЙД №2.
Вы видите на экране основные моменты, на которых мы с вами остановимся.
СЛАЙД №3.
Итак, что же такое физическое
СЛАЙД №4.
Какую же ошибку совершают родители, наказывая детей? Результат такого наказания — серьезные нарушения процесса развития ребенка.
СЛАЙД № 5-9
Давайте познакомимся с некоторыми фактами.
СЛАЙД № 11
Существуют Мифы о жестоком обращении в семье. Давайте разберем их.
Миф 1.
Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях.
Факт
Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать и в семьях с высоким уровнем образования и доходов. Социально неблагополучные семьи более прозрачны, проблемы ребенка из такой семьи заметны окружающим и представителям органов власти. Семьи с высоким доходом более закрыты, и рядом с ребенком, страдающим от насилия в «социально — благополучной» семье, нет никого, кто бы мог за него заступиться. .
СЛАЙД № 12
Миф 2.
Физические наказания могут пойти ребенку на пользу
Факт
Физические наказания оставляют в детях чувства страха и унижения и желание отомстить. Они усиливают состояние ярости и фрустрации, при этом прививаемые таким путем нравственные нормы и ценности не усваиваются и не становятся внутренними ценностями. Наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.
Родители, физически наказывающие детей, служат для них примером агрессивности.
СЛАЙД № 13
Миф 3.
Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение.
Факт
Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев.
Но только взрослые ответственны за то, какие способы — насильственные или ненасильственные — они выбирают для выражения своего гнева.
СЛАЙД № 14
Миф 4.
Случаи сексуального насилия в отношении детей — редкость
Факт
По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, органы внутренних дел России ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела.
Эти цифры не отражают реального положения дел, так как они регистрируют только те случаи насилия, когда преступники были арестованы и понесли заслуженное наказание. Случаев сексуального злоупотребления детьми в среднем в 3 раза больше, чем случаев избиения.
Около 25 % женщин в нашей стране подвергались сексуальному насилию в детстве.
Вот такие неутешительные факты мы узнали, а сейчас переходим к понятию «Школьное насилие».
СЛАЙД № 15
Кто чаще всего становится жертвой школьного насилия?
Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других.
СЛАЙД № 16
Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся Дети, имеющие:
Физические недостатки. Детей с физическими недостатками — носящих очки, имеющих сниженный слух или с нарушениями движений , то есть тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя — обижают гораздо чаще;
Особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети или дети с импульсивным поведением. В какой-то мере гиперактивные дети бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники.
Они слишком глубоко приникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и получают «ответный удар». Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко и теми и другими одновременно;
Особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела и т. д.;
Плохие социальные навыки. Есть дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты в соответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы.
Страх перед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице и плохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче станет объектом для издевок одноклассников;
Отсутствие опыта жизни в коллективе . Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад;
Болезни. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников.
Низкий интеллект и трудности в обучении. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других» и т. д. Низкая самооценка в одном случае может способствовать формированию роли жертвы, а в другом — насильственному поведению как варианту компенсации . Таким образом, ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.
СЛАЙД № 16
Мы переходим к 3 пункту. Как же защищает детей наше общество?
Еще в 19 веке были созданы следующие сообщества:
1871 г. в Нью-Йорке — «Общество предупреждения жестокого обращения с детьми»;
В 1898 г. в Германии — «Союз защиты детей от использования и жестокого обращения»;
1899 г. в Британии под патронажем королевы Виктории — «Национальное общество предупреждения жестокого обращения с детьми».
СЛАЙД № 18
В Барнауле появилась следующая наружная реклама
СЛАЙД № 19
Действует телефон доверия, по которому дети могут позвонить и рассказать о своих проблемах .
СЛАЙД № 20
Действуют основные нормативные документы:
1. Декларация прав ребенка
2. Конвенция ООН о правах ребенка
3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
СЛАЙД № 21
Предусмотрены следующие виды ответственности:
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
СЛАЙД № 22
Уважаемые родители, вот и подходит к концу наш разговор. Хотелось бы сказать следующее: что бы не случилось, сделайте все возможное, чтобы на глазах вашего ребенка не было… слез.
Спасибо Вам, что пришли на наше собрание.
Ответственность за жестокое обращение с детьми
В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях . Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.