Конспект урока русского языка «Звуки и буквы «С» — «Ш»
Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района Общеобразовательная средняя школа №3 г. Белоярского |
Конспект урока русского языка Звуки и буквы С — Ш |
Занятие разработано и проведено с группой обучающихся 1 класса. Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровня. |
Организационная
Автор занятия
Гарипова Земфира Айратовна
Учитель — логопед
Образовательное учреждение
Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района
Общеобразовательная средняя школа №3 г. Белоярский
Группа учащихся 1 класса .
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровня.
Продолжительность занятия
40 минут
Методическая информация
Тема занятия
Звуки и буквы — .
Занятие в системе образовательных мероприятий
Тема
Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам
Рабочей программы логопедических занятий с учащимися первых классов с ОНР и НВОНР. На изучение темы отведено 3 часа, данное занятие является вторым. На предыдущем занятии учащиеся учились дифференцировать звуки и буквы — на уровне слога и слова.
Цель занятия
Продолжать учить различать звуки и буквы — в словах, словосочетаниях, предложениях и правильно обозначать их на письме.
Задачи занятия
Образовательные задачи:
Закреплять навыки дифференциации звуков — по артикуляционно-акустическим признакам;
Закреплять зрительный образ букв с-ш.
Коррекционно-развивающие задачи:
Продолжать развивать фонематический слух, зрительное внимание;
Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
Закреплять навыки словообразования и словоизменения;
Закреплять навыки работы с деформированными предложениями;
Продолжать обогащать словарный запас;
Продолжать развивать навыки самоконтроля;
Продолжать развивать средства общения, навыки коммуникации, взаимодействия.
Воспитательные задачи:
Развивать положительную учебную мотивацию;
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
Мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, развитие познавательного интереса к обучению;
Мотивация учебной деятельности, активизация самостоятельности, интереса к способу действий;
Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Осуществлять самоконтроль;
Оценивать результаты своей деятельности;
Целеустремленность и настойчивость в достижении целей.
Познавательные:
Уметь анализировать, развивать способность делать выводы;
Уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;
Учитывать разные мнения, слушать и понимать других;
Высказывать свою точку зрения.
Предметные результаты:
Уметь различать звуки и буквы — в словах, словосочетаниях, предложениях;
Правильно обозначать буквы
с
—
ш
На письме.
Используемые педагогические технологии
Корекционно-логопедическая, здоровьесберегающая, игровые технологии.
Ресурсы:
-основные
-дополнительные
Ефименкова Л. Н.
Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов
, Мазанова Е. В.
Коррекция акустической дисграфии
, Кукушкина В. С.
Логопедия в школе
, Черошникова Г. С.
Логопедические занятия в школе
.
Мультимедийное оборудование.
Оборудование
Таблица, тетради, ручки, карандаши, карточки с изображением стрелок, карточки со словами, мяч.
Домашнее задание
Не предусмотрено
План и ход занятия
Продолжитель Ность этапа | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность Учащихся | Формирование УУД | Формирование Ключевых компентностей | |
Организационно-мотивационный этап Организацион- Ный момент | 5 мин. | — Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Начнем наше занятие. Дополните предложение: — На занятии наши глаза внимательно смотрят и все… уши внимательно слушают и все…, Руки не мешают, а… А голова… -Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. — Сели. Положили руки перед собой. Внимательно смотрим на меня. | Здороваются с логопедом. -видят, -слышат, -помогают, -думает. Улыбаются друг другу, логопеду. Садятся за парты. | Личностные: мотивация учебной деятельности. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме. | Коммуникативная: Формируется способность учащихся выражать эмпатию к сверстникам, учителю. |
Введение в тему занятия Актуализация знаний | — Ребята, угадайте, про кого я говорю: забавные круглые герои мультфильма, напоминающие различных животных. — Назовите первый звук в слове Смешарики. — Теперь четвертый? — Посчитайте, сколько слогов в слове. — Вспомните, чему мы учились на прошлом занятии? — Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии? — Ребята, напомните, чем отличаются буквы от звуков? При затруднении в ответе предлагается обратить внимание на таблицу Звуки-буквы . — Какой буквой обозначаем звук? — Какой буквой обозначаем звук? — Пропишем в воздухе указательным пальцем руки букву ЭС, — Теперь ША. | — Смешарики. -1-ый звук — . -4-ыйзвук — . — В слове 4 слога. -Различали звуки — и буквы в слогах и словах. -Мы будем учиться различать звуки — . — Звуки мы слышим и произносим, буквы видим, пишем и читаем. — ЭС , — ША . Прописывают буквы в воздухе. | Личностные: активизировать самостоятельность; интерес к способу действий. Коммуникативные: уметь Высказывать свою точку зрения. Регулятивные: Осуществлять самоконтроль. Личностные: развитие познавательного интереса к обучению. Регулятивные: выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем для выявления цели занятия. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме. Знаково-символическая. | Учебно-познавательные: применять имеющиеся знания на практике. Коммуникативная : уметь взаимодействовать в коллективе. Социальная, Коммуникативная: Высказывать свою точку зрения. Учебно-познавательные: уметь учиться оперировать знаниями. Информационная — Умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать необходимую информацию. | |
Сообщение темы занятия | — Сегодня на занятии мы продолжим учиться различать звуки — и буквы «ЭС», «ША» в словах, словосочетаниях и предложениях. — Чтобы всему этому научиться, нужно быть внимательным, активным и старательным. — К нам пришла гостья, догадайтесь кто это? — Это героиня мультфильма про Смешариков . В ее имени два слога, второй ША. Обожает звать гостей. Без ума от сладостей, Комплименты любит слушать. Догадались? Это… — Нюша хочет с вами поиграть и приготовила для вас интересные задания. — Посмотрите на экран. Нюша приветствует вас. Слайд 2 На экране появляется Нюша. | — Нюша. Смотрят на экран. | Личностные: проявлять познавательную инициативу. Регулятивные: Понимать и принимать учебную задачу в своей деятельности . Познавательные: уметь выделять существенные признаки и практически использовать в решение учебной задачи; | Информационная: способность принять информацию, обработать и понять ее смысл. Коммуникативные: способность к речевому общению и умению слушать других. | |
Операционно-исполнительский этап Проработка темы занятия Дидактическая игра Шифровальщики Дидактическая игра Распутай слова | 30 мин. | -Ребята, давайте вспомним артикуляционные признаки звуков. Если вы правильно назовете признак, на экране появится картинка, которая подтвердит ваш ответ. — Отвечать нужно по плану: положение губ, зубов, языка, воздушная струя. Слайд 3 — При произношении звука с: -Губы? Появляется картинка. -Зубы? Появляется картинка. -Язык? Появляется картинка. -Воздушная струя? Появляется картинка. — При произношении звука ш: -Губы? Появляется картинка. -Зубы? Появляется картинка. -Язык? Появляется картинка. -Воздушная струя? Появляется картинка. -Молодцы, а теперь дайте характеристику звуку с. Слайд 4 — Звук? Появляется картинка. Появляется картинка. Появляются картинки. -Звук? Появляется картинка. Появляется картинка. Появляется картинка. — Ребята, молодцы! -Сейчас поиграем в игру Шифровальщики . -Научим Нюшу зашифровывать слова. -Возьмите карточки со стрелками. -Я буду называть слова, если услышите звук — покажите карточку со стрелкой вниз, если звук — карточку со стрелкой вверх. — Ребята, напомните, почему, если слышим звук — нужно показать карточку со стрелкой вниз, когда звук — карточку со стрелкой вверх? Слова: — Москва, мошка, уши, усы, солнышко, узелок, пушистый, автобус, карандаш, железный, пассажир, шестой, водолазы, машинист, космонавт. — Почему при произношении некоторых слов вы не показывали карточки? -Молодцы, вы были внимательны. — Нюша написала слова, которые обозначают ее любимые предметы. Но слоги в этих словах перепутаны. — Чтобы узнать, что нравится Нюше, прочитайте слова, переставляя слоги. Слайд 5 На экране по порядку появляются слова с перепутанными слогами: ра-аст, тус-как, дыш-лан, ро-ка-маш, тан-каш, ка-кув-шин. — Так что больше всего любит Нюша? -Ребята, посмотрите на слова и назовите лишнее слово? -Почему? -Молодцы, правильно. -Кто знает и видел дерево каштан? Кто не знаком с этим деревом, посмотрите на картину с изображением каштана. — Каштаны растут в южных районах нашей страны. Приложение 1. -Ребята, кто знает, как называются плоды этого дерева? — Плоды дерева имеют тоже название — каштаны. Посмотрите на картину, где изображены плоды дерева. Люди употребляют каштаны в пищу, готовят с каштанами разнообразные блюда. Приложение 2. | — При произнесении звука губы растянуты в легкой улыбке. — Зубы сближены. — Кончик языка лежит у нижних зубов. — Воздушная струя холодная. — При произнесении звука губы округлены и слегка выдвинуты вперед. — Зубы сближены. — Кончик языка поднят, а форма языка напоминает чашечку . — Выдыхаемая воздушная струя сильная, теплая, широкая. -Звук — согласный. — Глухой. — Бывает твердым и мягким. — Звук — согласный. — Глухой. — Всегда твердый. Берут карточки. -При произношении звука — кончик языка опускается вниз, поэтому надо показать карточку со стрелкой &;;#61666;, при произношении звука, язык поднимается вверх — значит надо показать карточку со стрелкой&;;#61666;. Дети показывают карточки, в зависимости от звуков в словах. -В словах узелок, железный, водолазы, сапожник — нет звуков — . Читают слова, переставляя слоги по цепочке : астра, кактус, ландыш, ромашка, каштан, кувшинка. -Цветы. -Лишнее слово — каштан. — Потому что это дерево, а не цветы. -Каштаны. Ответы детей. Рассматривают картину. Ответы детей. Рассматривают картину. | Личностные: развивать учебную активность. Познавательные: уметь давать характеристику рассматриваемому объекту. Коммуникативные: Участвовать в учебном сотрудничестве. Уметь оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные: Уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные: уметь Оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: развивать фонематический слух, осуществлять анализ с помощью знаковых моделей. Регулятивные: уметь работать по предложенному плану. Преодолевать трудности, формировать установки на поиск способов решения трудностей, Уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. Знаково-символические. Учебно-познавательные: уметь использовать полученные знания, самостоятельно выполнять учебные действия. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать товарища и Высказывать свое предположение. | Информационные: Умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать необходимую информацию. Коммуникативные: Умение работать в коллективе. Осуществление контроль над собственной деятельностью и деятельностью одноклассников. Информационная: способность принять информацию, обработать и понимать ее смысл. Социальная: Возможность оценить свои силы в данной предметной области, опыт самопознания. Информационная: способность принять информацию, обработать и понять ее смысл. Учебно-познавательная: Производить анализ, формулировать выводы. |
Пальчиковая гимнастика | — Сейчас, как обычно, вспоминаем о наших незаменимых помощниках — пальцах. Приготовим руки к письму. На базар ходили мы. Много груш там и хурмы. Есть лимоны, апельсины. Дыни, сливы, мандарины. Но купили мы арбуз — Это самый вкусный груз! Вылезли на кочке Мелкие грибочки: Грузди и свинушки, Рыжики, волнушки. Даже маленький пенек, Удивленья скрыть не мог. Выросли опята, Скользкие маслята, Бледные поганки, Встали на полянке. Ручки растираем. И разогреваем, И лицо теплом своим Нежно умываем. | Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку. На каждую стихотворную строчку Дети растирают подушечки одного пальца — сначала на правой, затем на левой руке. Потирают ладони. Хлопают в ладоши разогретыми ладошками. Проводят по лицу сверху вниз. | Регулятивные: осуществлять самоконтроль за собственной речью, уметь самостоятельно регулировать свои действия и оценивать правильность их выполнения. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь учителя и сверстников. | Коммуникативная: осуществлять контроль за собственной речью и за выполнением учебных действий. | |
Дидактическая игра Вставь буквы | — Молодцы! Теперь откроем тетради и запишем сегодняшнее число. — Ребята, посмотрите на экран. Нюша написала слова, объясните, что она сделала не так? Слайд 6 На экране слова с пропущенными буквами. Слон, груша, мост, шарик, компас, мышка, карандаш, капуста. — Прочитайте слова, заменяя, фигуры на буквы. — Одна группа ребят спишут слова в тетрадь. -Вторая группа будет работать в карточках, вставят буквы в места пропусков. Слайд 7 На экране слова со вставленными буквами. -Прочитайте слова, которые вы записали. — Поменяйтесь тетрадями и сверьте записи друг друга с экраном. — Молодцы, отлично справились с заданием. | Открывают тетради, записывают число. Смотрят на экран. -Вместо буквы — написала O, букву заменила на &;;#61551;. Читают слова по цепочке . 1 группа записывает слова в тетрадь. 2 группа работает в карточках, вписывает буквы в слова. Читают слова по цепочке . Проверяют записи друг друга. | Познавательные: уметь правильно обозначать буквы с-ш на письме. Проявлять познавательскую инициативу. Знаково-символические. Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения. | Информационная: Самостоятельно анализировать, обрабатывать необходимую информацию. | |
— Теперь ребята, встанем из-за парт и немного отдохнем и разомнемся. Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. Вот и стали мы сильней, (показать силу ) Здоровей и веселей! | Дети выполняют упражнения. | Регулятивные: развивать саморегуляцию. Личностные: осознавать важность сохранения и укрепления здоровья. | |||
Дидактическая игра с мячом Угощения для Нюши Дидактическая игра Составь предложение | — Нюша — большая сладкоежка. Давайте угостим ее сладостями. Встанем в круг. Я буду кидать вам мяч и говорить слова, вы составите словосочетание и кините мяч обратно. Например: Сок, вишня — вишневый сок. Слова: Джем, слива; торт, шоколад; варенье, абрикос; пастила, смородина; морс, брусника; сок, вишня; пирог, груша; печенье, кокос; йогурт, ананас; компот, черешня. — Ребята, молодцы, я думаю, Нюше понравились наши угощения. — Садитесь за парты. — Пока мы готовили угощения. Нюша написала предложения, но все слова в них перепутала. Слайд 8 На экране появляются слова. Пшено, Саша, в, насыпал, кормушку. — Ребята, прочитайте слова. — На партах лежат конверты, возьмите их. Прочитайте слова, которые там находятся. — Ребята, вы что-то заметили? — Составьте из слов предложение. — Прочитайте составленные предложения и выберем самое лучшее. На экране появляется предложение. Саша насыпал пшено в кормушку. — Ребята, напомните правила написания предложений? — Запишите предложение в тетрадь. — Проверьте. — Букву с — закрасьте, синим карандашом, а букву ш — зеленым. | Дети ловят мяч и составляют словосочетания и бросают его обратно. Садятся за парты. Читают слова. Берут конверты, достают слова и читают их. — Это те же слова, что и на экране. Составляют предложения. Читают предложения, выбирают лучшее. — Саша насыпал пшено в кормушку. -Первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова друг от друга пишутся раздельно, после последнего слова ставится точка. Записывают предложение. Проверяют. Закрашивают буквы. | Познавательные: закреплять навыки словообразования и словоизменения слов. Личностные: мотивация учебной деятельности; активизация самостоятельности; интереса к способу действий. Регулятивные: самоконтроль за выполнением действий. Коммуникативные: Уметь строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и педагогом. Познавательные: закреплять навыки построения распространенных предложений. Регулятивные: развивать Самоконтроль за правильностью выполнения действий. Коммуникативная: Уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли. | Коммуникативные: способность к речевому общению и умению слушать других. Осуществлять контроль за собственной деятельностью и деятельностью одноклассников. Информационная: уметь самостоятельно анализировать и обрабатывать необходимую информацию. Коммуникативная: развивать умения внимательно слушать и активно обсуждать выполненное задание. | |
Рефлексивно-оценочный этап Подведение итогов занятия | 5 мин. | — Наше занятие подошло к концу. Вы справились со всеми заданиями, были активны и старательны. Нюше понравилось, как вы работали на занятии. — Чему мы сегодня учились на занятии? — Какой буквой обозначается звук? — Какой буквой обозначается звук? — Какие задания вам понравились? — Какие задания у вас вызвали затруднения? — Оцените свою работу с помощью колобков: нарисуйте колобок на полях тетради. — Ребята, напомните, что обозначает красный колобок, зеленый и синий? — Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. — Я и Нюша прощаемся с вами и ждем новых встреч. Слайд 9 На экране появляется Нюша и слова Молодцы! До новых встреч! | — Учились различать звуки и буквы — . — Буквой «ЭС». — Буквой «ША». Ответы учащихся. Ответы учащихся. -Красный колобок — на занятии все было понятно; Зеленый — остались вопросы и неясности; синий — было трудно и непонятно. Учащиеся рисуют смайлики. Дети прощаются, уходят. | Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: Уметь выделять и формулировать то, что усвоено, уметь определять качество и уровень усвоения знаний. Познавательные: Закреплять навыки рефлексии. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме. Знаково-символические. | Коммуникативная: Уметь не бояться выказывать свое отношение к деятельности, говорить об этом в присутствии одноклассников и педагога. |