«Устное народное творчество»

Программа факультатива по литературе
Пояснительная записка

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа.

Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную

жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов». Так выразил свое отношение к устному народному творчеству русский писатель А. Н. Толстой.

Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений. Учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества на уроках литературы.

Им известны основные жанры фольклора, рассмотрены произведения народного творчества. Учитывая это, работу на факультативе

«Устное народное творчество» следует проводить со следующими целями: Расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества. Показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка.

Показать влияние произведений устного народного творчества на русскую литературу.

Программа факультатива рассчитана на учащихся 8-10-х классов. Исходя из возрастных особенностей школьников, работа на факультативе учеников 8-х классов будет более эмоциональной, учащихся 10-х классов — более научной. В связи с этим учитель может поставить перед собой дополнительную задачу — раскрыть творческий потенциал учащихся, позволить им показать в полном объеме свои возможности.

На занятиях факультатива учитель может использовать следующие виды работ:

— выразительное чтение текста;

— комментирование текста;

— сравнительный анализ текста;

— фольклорные праздники;

— театрализованное представление текста;

— иллюстрирование;

— заочные экскурсии и пресс-конференции с фольклорными персонажами.

Занятия факультатива следует проводить с привлечением произведений других видов искусства: музыки, живописи, прикладного искусства, кино.

Распределение часов по темам:

Введение , детский фольклор , загадки , пословицы и поговорки , народные сказки , фольклорный театр , былины , суеверные рассказы , Предания и легенды , сказы Бажова , песенное и обрядовое творчество , народные заговоры , фольклор и русская литература , анекдот , фольклорные праздники , итоговое занятие .

Примерное распределение часов по неделям:

1-я неделя. Вводное занятие. Что есть фольклор.

2-я неделя. Детский фольклор .

3-я неделя. Колыбельная песня в творчестве русских поэтов .

4-я неделя. Загадки. «Загадать вам загадку?»

5-я неделя. Пословицы и поговорки. «Старинная пословица не мимо молвится». Лаконичность, меткость, образность пословиц и поговорок, их тематика, отражение народного опыта.

В. И. Даль и его книга «Пословицы русского народа».

6-я неделя. Народные сказки. «Что за прелесть эти сказки…» Народные сказители. Волшебные сказки. Социально-бытовые сказки.

Докучные сказки.

7-я неделя. Персонажи сказок .

8-я неделя. Влияние русской сказки на творчество русских авторов .

9-я неделя. Фольклорный театр. Народная драма. Раек. Балаган.

Темы и персонажи народного балагана. Театр Петрушки. Вертепные представления. Медвежья потеха .

10-я неделя. Ярмарка — народное гулянье.

11-я неделя. Былины. «Русь богатырская». Происхождение, сказители и собиратели. Художественный мир былин.

Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор.

12-я неделя. «Три богатыря». Главные герои русского эпоса — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

13-я неделя. Социально-бытовые былины: «Соловей Будимирович», «Иван Гостиный Сын», «Ставр Годинович».

14-я неделя. Былины в живописи .

15-я неделя. Суеверные рассказы.

16-я неделя. Предания и легенды. Герои преданий и легенд . «Иван Грозный в Новгороде», «Ермак под Казанью», «Клады Кудеяра и разбойников», «Петр I воюет со шведским королем», «Царь-работник» и другие.

17-я неделя. Влияние фольклора на творчество П. Бажова. Сказовая основа «Малахитовой шкатулки».

Прославление Мастера. Хозяйка Медной горы.

18-я неделя. Фольклорный праздник «Крещенский вечерок».

19-я неделя. Песенное творчество русского народа. Артельные трудовые песни и припевки. Календарные песни.

Шуточные и плясовые песни.

20-я неделя. Бунтарские, разбойничьи и тюремные песни и причитания о рекрутах и солдатах.

21-я неделя. Исторические песни .

22-я неделя. Лирические любовные и семейные песни .

23-я неделя. Лирика русской свадьбы.

24-я неделя. Частушки, нескладухи, небылицы, страдания. Тематика, современность, язык частушек.

25-я неделя. Фольклорный праздник «Здравствуй, Масленица!».

26-я неделя. Жестокий романс .

27-я неделя. Народные лирические песни литературного происхождения .

28-я неделя. Народные заговоры.

29-я неделя. Влияние устного народного творчества на поэзию XIX века . А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Дельвиг, А. В. Кольцов, А. К. Толстой.

30-я неделя. Традиции устного народного творчества в поэзии Некрасова.

31-я неделя. Традиции устного народного творчества в прозе русских писателей .

32-я неделя. Традиции и новаторство в изображении фольклорных персонажей в произведениях Гоголя и Булгакова .

33-я неделя. Анекдоты .

34-я неделя. «К мудрости ступенька» .

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Устное народное творчество»