Конспект урока по истории «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве» 8 класс

Тюлегенова Наталья Олеговна

МБОУ «Щеколдинская ООШ»

Учитель истории и обществознания

E-mail: tyulegenova_nata@mail. ru

8 класс

Разработка межпредметного урока в 8 классе.

Тема: «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве».

Методическое обоснование по теме:

Данный урок проводится в 8 классе по курсу изучения «Истории России» совместно с литературным материалом.

Целесообразно такой межпредметный урок провести в качестве закрепления по теме «Восстание декабристов». Урок построен в форме

конференции, к которой учащиеся заранее готовятся. Главная задача урока: показать проявление подвига декабристов в деятельности и в творчестве, выяснить, в чем заключается истинный подвиг декабристов .

Материалы для урока: портреты декабристов: К. Ф. Рылеева, В. Ф. Раевского, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского, А. А. Бестужева, копии документов «Русская правда», «Конституция», сборники стихов поэтов-декабристов.

Задания для самостоятельной работы учащихся при подготовке к конференции: сравнение программных документов декабристов «Конституция» и «Русская правда», биографические данные личностей,

анализ лирики декабристов .

Проблема конференции: в чем истинный подвиг декабристов? Как это проявляется в их деятельности и творчестве.

Цели урока:

— углубить ранее изученный материал о движении декабристов в курсе истории с применением литературного материала;

— познакомить учащихся с творчеством декабристов;

— развивать навыки работу с документами, их сравнения, сопоставления, учить выделять главное, решать проблемы;

— развивать умение строить правильный ответ, аргументировать, отвечать на вопросы.

— воспитывать чувство патриотизма.

Ход конференции:

Эпоха после Отечественной войны 1812 г.

Декабристы.

Программы тайных обществ.

Декабрьское восстание 14 декабря 1825 г.

Литературное творчество декабристов.

Тема конференции представлена в презентации на доске и в тетрадях.

Учитель ставит проблему, которую нужно разрешить в ходе конференции: Что является истинным подвигом декабристов? Как истинный подвиг проявляется в деятельности и творчестве декабристов?

1) Вступительная беседа.

— Погрузимся в эпоху после Отечественной войны 1812 г.

Чтение фрагмента документа:

А. Бестужев — о России после 1812 года:

Солдаты роптали на истому ученьями, чисткою, караулами; офицеры — на скудость жалованья и непомерную строгость. Матросы — на черную работу, удвоенную по злоупотреблению, морские офицеры — на бездействие. Люди с дарованиями жаловались, что им заграждают дорогу по службе, требуя лишь безмолвной покорности, ученый на то, что им не дают учить, молодежь — на препятствия в учении. Словом, во всех углах виделись недовольные лица, на улицах пожимали плечами, везде шептались — все говорили: к чему это приведет?

Все элементы были в брожении. Одно лишь правительство беззаботно дремало над вулканом; одни судебные места блаженствовали, ибо только для них Россия была обетованною землею. Лихоимство их взошло до неслыханной степени бесстыдства…

Какие настроения были в обществе?

Чем и почему люди были недовольны?

Можно ли эти настроения связать с возникновением тайных обществ?

2) Декабристы. Слайды 6-9.

— Что вы знаете о декабристах? К какому сословию они принадлежали?

— Почему молодые дворяне выступили против власти, ведь дворянство всегда ее поддерживало?

Подготовленные учащиеся рассказывают о молодых декабристах, дают краткую биографическую справку, опираясь на портретный ряд.

3) Программы тайных обществ.

Цель: сравнить программные документы декабристов.

— Назовите тайные общества, которые стали возникать после Отечественной войны 1812 года?

Итак, чего хотели добиться участники тайных обществ, за что они боролись?

Назовите тайные общества декабристов?

— Как вы думаете, были ли взгляды будущих декабристов связаны с настроениями русского общества в целом?

— Какие были основные идеи «Конституции» Н. М. Муравьев и «Русской Правды» П. И. Пестеля?

Подготовленный ученик сравнивает проекты Конституций «Северного» и «Южного» обществ, рассматривает взгляды декабристов по основным проблемам. Учащиеся по ходу сравнения заполняют таблицу.

4) Декабрьское восстание 14 декабря 1825 г.

Учащиеся работают по вопросам:

— Почему именно в это время было организовано восстание?

— Назовите причины поражения?

— Каково значение восстания?

— Какова судьба декабристов?

— Можно ли говорить о подвиге декабристов и в чем он проявился?

Учащиеся делают выводы, опираясь на ранее прослушанный материал.

Литературное творчество декабристов

Задача: выяснить, как в творчестве отразились стремления и идеи декабристов?

Двое учащихся приводят примеры стихотворений поэтов, которые провозглашают идеи свободы: зачитывают фрагменты стихотворений и строки-лозунги. Остальные учащиеся записывают их в тетрадь.

Задание для всех

Александр Иванович Одоевский

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки,

И — лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард! — цепями,

Своей судьбой гордимся мы,

И за затворами тюрьмы

В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет,

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей

И пламя вновь зажжем свободы!

Она нагрянет на царей,

И радостно вздохнут народы!

— Назовите ключевое слово, которое подходит к этому стихотворению?

— Сожалеет ли Одоевский о своей деятельности?

— В чем проявляется смелость поэта-декабриста?

Итак, почему лирику декабристов называют «Мятежной»?

Итог: назовите основные идеи лирики: борьба за свободу, благо для людей, стремление к гражданским правам и свободам

Вывод:

Творчество декабристов было связано тесно с их политической деятельностью, мы выяснили, какие идеи они несли в общество. Для того времени могли ли эти идеи стать реальностью? Декабристы всколыхнули передовую часть общества, способствовали тому, что ее усилия оказались направленными на борьбу со злом крепостного права и самодержавием. Можно ли деятельность декабристов назвать подвигом?

В чем же истинный подвиг декабристов? Чем мы должны восхищаться?

Учащиеся формулируют свои выводы.

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: » В чем проявился истинный подвиг декабристов?» Для написания Сочинения желательно дополнить вклад декабристов в науку и искусство.

1. «История России 19 век» учебник 8 кл. Авторы: Данилов А. А., Косулина Л. Г.

2. Методика работы с текстовой информацией на уроках истории. М. Ю. Ярославцева

3. Сборник стихов «Поэты-декабристы»

Приложение.

1. РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович, русский поэт, декабрист. Сын небогатого дворянина, отец имел небольшое имение в Санкт-Петербургской губернии. Рылеев получил образование в 1 Кадетском корпусе в Петербурге.

Из корпуса был выпущен в январе 1814 артиллерийским офицером, участвовал в заграничных походах русской армии 1814-15. Существует предание, что в Париже Рылеев посетил знаменитую гадалку, которая предсказала ему смерть через повешение. После войны он квартировал вместе с ротой в Виленской, затем Воронежской губерниях.

Вышел в отставку в 1818 в чине подпоручика. В 1819 женился по страстной любви на дочери воронежского помещика Н. М. Тевяшевой и поселился в Петербурге, где поступил на службу в палату уголовного суда. Служа в суде, Рылеев совершил немало добрых дел, помогал обездоленным и притесняемым. С весны 1824 Рылеев перешел правителем дел в канцелярию Российско-Американской компании и поселился в казенном доме на набережной Мойки.

Литературная деятельность Определяющими чертами личности Рылеева были его пламенный Патриотизм, стремление к свободе отечества и романтически-возвышенное понимание гражданственности. Его политические взгляды носили налет романтического утопизма. По воспоминанию сослуживца, Рылеев был помешан на «равенстве и свободомыслии».

Это было основным мотивом и его поэтического творчества. Рылеев воспевал гражданские добродетели, был чужд чисто эстетического отношения к поэзии , его герои — борцы за свободу. С 1819 он начал сотрудничать в различных литературных журналах, прославился в 1820 публикацией стихотворения «К временщику», явно обличавшего А. А. Аракчеева. Автор сборника «Думы» , поэм «Войнаровский», «Наливайко».

Рылеев состоял членом Вольного общества любителей российской словесности, Общества соревнователей просвещения и благотворения. В 1823-25 вместе с другом, литератором и декабристом А. А. Бестужевым издавал имевший успех литературный альманах «Полярная Звезда», в котором печатались произведения А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, А. А. Дельвига и др. Осенью 1823 Рылеев был принят И. И. Пущиным в Северное общество, быстро стал одним из активнейших его членов. В конце 1824 вошел в директорию Северного общества и фактически возглавил его. По взглядам Рылеев больше тяготел к идее республики, чем конституционной монархии, но не придавал большого значения спорам декабристов на этот счет.

Он считал, что вопрос о форме правления в России должно решать не тайное общество, а избранное народом Учредительное собрание, и основная задача тайного общества — добиться его созыва. Рылееву же принадлежала и идея компромиссного решения вопроса о судьбе царской фамилии: заручившись поддержкой флотских офицеров, вывезти ее на корабле в «чужие края». Рылеев даже пытался основать управу Северного общества в Кронштадте, но потерпел неудачу. В феврале 1824 Рылеев был ранен на дуэли с князем К. Я. Шаховским . В сентябре 1825 Рылеев был секундантом на нашумевшем поединке его кузена и члена тайного общества К. П. Чернова с В. Д. Новосильцевым, который закончился гибелью обоих участников. Известие о смерти Александра I застало врасплох членов Северного общества, которые, чтобы избежать обсуждения вопроса о цареубийстве, решили приурочить революционное выступление к моменту смерти монарха.

Рылеев сделался одним из инициаторов и руководителей подготовки восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади. В дни междуцарствия он был болен ангиной, и его Дом стал центром совещаний заговорщиков, приходивших будто бы проведать больного. Рылеев, воодушевляя товарищей, сам не мог эффективно участвовать в восстании, поскольку был штатским. Утром 14 декабря он пришел на Сенатскую площадь, затем покинул ее и большую часть дня провел в разъездах по городу, стараясь выяснить ситуацию в разных полках и найти подмогу.

Арестован был у себя дома вечером того же дня. Приговорен к смертной казни и повешен 13 июля 1826.

2. Поэт и революционер — декабрист Вильгельм Кюхельбекер.

Родился в Петербурге в семье саксонского дворянина Карла Генриховича Кюхельбекера, в 1770гг перебравшегося в Россию. Человек образованный и деловой он довольно успешно поднимался по служебной лестнице при Павле 1. Но дворцовый переворот оборвал карьеру иммигранта. Поступить в лицей Кюхельбекеру помог М. Б. Барклай-де-Толли. Кюхельбекеру в лицее на первых порах пришлось нелегко. Неуклюжий; вечно занятый своими мыслями, а по тому — рассеянный; готовый взорваться при любой обиде ему нанесенной; вдобавок глуховатый, Кюхля был предметом насмешек товарищей; подчас вовсе не беззлобных.

Пушкин тоже иногда посмеивался над Виленькой но вскоре разглядел и оценил те свойства Кюхельбекера которые заслуживали не иронии, а самого высокого уважения. Вильгельм был прямодушен и искренен в принципах добра и справедливости. Он лучше других лицеистов знал литературу, историю, философию и щедро делился своими знаниями. Кюхля писал стихи , но преклонялся перед стихами звучными и тонкими по мысли.

Он всегда восхищался стихами Пушкина и с любовью относился к его поэтическому дару. Из лицея Кюхельбекер как и Пушкин, был выпущен в главный архив иностранной коллегии. Узнав, что Пушкину грозит царская расправа, Кюхельбекер ринулся на защиту друга. Он прочитал в Вольном обществе стихотворение, «поэта»:

» И ты — наш новый Корифей-

Певец любви, певец Руслана.

Что для тебя шипенье змей,

Что крик Ифимии и Врана?-

Лети и вырвись из тумана,

Из тьмы завистливых времен».

И сразу министр внутренних дел получил донос на Кюхельбекера. Тучи сгущались над головами двух поэтов. В 1820 г. читал в Париже публичные лекции о русской литературе, которые должен был прекратить по требованию русского посольства. В 1821 — 1822 годах служил при Ермолове на Кавказе, где сошелся с Грибоедовым. 1823 — 1824 годы провел в Москве, давая уроки и занимаясь литературой, издал вместе с князем В. Ф. Одоевским сборник «Мнемозина», . Радикальное настроение сблизило Кюхельбекера с некоторыми участниками Северного Общества, но членом его Кюхельбекер не был и в дело 14 декабря замешался случайно, «охмелел в чужом пиру», как выразился Пушкин.

На Сенатской площади он покушался на жизнь великого князя Михаила Павловича, бежал из Петербурга, был схвачен в Варшаве, судим и приговорен к смертной казни, замененной 15-летним содержанием в крепости и после того ссылкой на поселение. Проведя девять лет в крепостях Европейской России, Кюхельбекер в 1835 г. был отправлен на жительство в Баргузин. Умер в Тобольске. Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе.

Пушкин отозвался о нем: «человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд».

3.Одоевский Александр Иванович .

Одоевский Александр Иванович , поэт. Родился 26 ноября в Петербурге в семье, принадлежавшей к старинному роду удельных князей Черниговских. Получил хорошее домашнее образование.

С юных лет проявлял интерес к литературе. В 1821 поступил на военную службу. Будучи офицером конногвардейского полка, вступил в Тайное Общество за несколько месяцев до восстания и принял участие в выступлении на Сенатской площади. Был приговорен к пятнадцатилетней каторге, срок которой был в дальнейшем сокращен. В оковах был отправлен в Сибирь — сначала в Читинский острог, затем в Петровский завод за Байкалом.

Как поэт Одоевский почти не проявлял себя до восстания, после ареста, находясь в Петропавловской крепости, пишет «Воскресенье» , «Сон поэта» . В Сибири стал поэтом декабристской каторги. Именно он от лица всех ссыльных ответил стихами на слова пушкинского послания «В Сибирь» — «Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли». В стихотворений «Тризна» он оправдывает дело декабристов; пишет стихи, посвященные памяти Веневитинова, Грибоедова. Есть в его поэзии и мучительные раздумья о смысле и назначении их борьбы, попытки оценить эту борьбу с позиций будущего . В 1833 Одоевский был переведен на поселение сначала под Иркутск, затем в Тобольскую губернию.

В 1837 был направлен на Кавказ солдатом в действующую армию. В Ставрополе произошло его знакомство с М. Ю. Лермонтовым, вскоре перешедшее в дружбу. В 1839 в крепости Псезуапе .

Одоевский заболел малярией и умер, могила не сохранилась.

4.Александр Александрович Бестужев 1797, Санкт-Петербург — 7 июня 1837, Адлер) — русский писатель, критик, публицист; декабрист. Сын Александра Федосеевича Бестужева , Воспитывался в Горном корпусе, затем был адъютантом главноуправляющих путями сообщения ген. Бетанкура и герцога Вюртембергского и, наконец, с чином штабс-капитана перешел в лейб-гвардии драгунский полк. За участие в заговоре декабристов 1825 был сослан в Якутск, а оттуда в 1829 переведен на Кавказ солдатом.

Участвуя здесь во многих сражениях, он получил чин унтер-офицера и георгиевский крест, а затем был произведен и в прапорщики. Погиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлере; тело его не найдено. Литературная деятельность. На литературное поприще выступил в 1819 году с стихотворениями и небольшими рассказами, печатавшимися в «Сыне Отечества» и «Соревнователе просвещения», а в 1820 был избран в члены петербургского Общества любителей российской словесности.
В 1821 напечатана отдельной книжкой его «Поездка в Ревель», а в 1823-1825 он вместе с К. Ф. Рылеевым, издавал альманах Полярная звезда. В «Полярной звезде» Бестужев выступил не только как романист , но и как литературный критик: его обзоры старой и современной изящной литературы и журналистики обратили на себя общее внимание.

Лучшими из повестей Марлинского считаются: «Фрегат Надежда», «Аммалат-бек», «Мулла-Нур» и «Страшное Гадание». В его повестях из кавказской жизни заслуживают внимания интересные картины природы и нравов, но действующие среда этой обстановки татары и черкесы наделены чрезвычайно «неистовыми» байроновскими чувствами.

Стиль и характер Марлинского имели в свое время большое влияние на нашу изящную литературу. Не говоря о толпе бездарных подражателей, которые скоро довели отличительные особенности Марлинского до пошлой карикатуры, нельзя не заметить, что его манера до известной степени отразилась и в повестях Пушкина , и в «Герое нашего времени» Лермонтова, и еще более — в драмах последнего.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока по истории «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве» 8 класс