Гимн жизни. О стихотворении. «Вновь я посетил…»
П Роизведение завершено в Михайловском 26 сентября 1835 года; напечатано Жуковским после смерти Пушкина. Первая строка стихотворения была дана в такой редакции: «Опять на родине. Я посетил…» Но Михайловское не назовешь родиной поэта, который впервые там побывал в 1817 году.
Как уступку цензуре Жуковский исправил строку третью и конец десятой. Слово Изгнанником заменено Отшельником, а Опальный — Смиренным.
25 сентября 1835 года Пушкин писал жене: «…Вообрази, что до сих пор не написал я ни строчки; а все потому, что не спокоен. В Михайловском
Например, вчера мне встретилась знакомая баба, которой не мог я не сказать, что она переменилась. А она мне: да и ты, мой кормилец, состарился, да и подурнел». Принято считать, что эти строки легли в основу содержания произведения «Вновь я посетил…»
Но как изменилась тональность восприятия жизни в стихотворении в сравнении с оценкой реалий действительности в письме, где поэт с горечью сообщает о «молодой сосновой семье», которая разрослась «около знакомых старых сосен». Не радуют его уже и танцующие «молодые кавалергарды на балах». Грустит он и о том, что уходят из жизни близкие ему люди, и ушедшие годы старят всех.
…Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных.
Отточие перед первой строкой как бы вводит читателя в продолжение каких-то размышлений автора. Уменьшительная форма слова Уголок выражает особую близость к этой земле. Слово Изгнанником точно характеризует положение ссыльного поэта. Строка третья имела такие варианты:
Два года бурной младости моей Два года юности моей печальной Два года грустной юности моей Два года бурной юности моей1.
В приведенных вариантах неверно оценивалось время пребывания поэта в михайловской ссылке. Это были годы напряженного труда , годы творческой зрелости, а не «бурной юности».
Уж десять лет ушло с тех пор — и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я — но здесь опять Минувшее меня объемлет живо, И, кажется, вечор еще бродил Я в этих рощах.
Слово Ушло — о невозвратимости этих лет. Повторение слов Переменилось, переменился я с лаконизмом говорит, что жизненные обстоятельства сказываются на судьбе человека, изменяют его физически и духовно. Таковы законы жизни. Это сформулировано в краткой фразе:
И сам, покорный общему закону, Переменился я…
Емкий смысл таит и выражение «объемлет живо». Объемлет — охватывает, переполняет воспоминаниями. Прошлое с такой ощутимой ясностью предстает в памяти поэта, что оно стало явью. Кажется, как будто все вчера происходило:
Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет — уж за стеною Не слышу я шагов ее тяжелых, Ни кропотливого ее дозора.
Эпитет Опальный перекликается по смыслу со словом Изгнанник. Сыновним чувством проникнуты строки о няне. Сколько боли в словах «уже старушки нет»!
Поэт никогда не услышит «шагов ее тяжелых…» Определение Тяжелых — это о старушечьей походке, когда требуются усилия для передвижения. Кропотливый — внимательный, терпеливый, заботливый; Дозор в контексте — присмотр.
Вслед за воспоминаниями о няне — обращение к природе Михайловского, к которой по-прежнему влечет поэта.
Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим — и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны… Меж нив златых и пажитей зеленых Оно, синея, стелется широко; Через его неведомые воды Плывет рыбак и тянет за собою Убогий невод. По брегам отлогим Рассеяны деревни — там за ними Скривилась мельница, насилу крылья Ворочая при ветре…
Недвижим — поглощен думами о прошлом и настоящем. Как много сказано в строках: «…вспоминая с грустью // Иные берега, иные волны…» Это о южной ссылке, дорогих поэту людях, вблизи от моря, свободной стихии, мощь и красоту которой Пушкин воспел в стихотворении «К морю».
Поэтичны строки:
Меж нив златых и пажитей зеленых Оно, синея, стелется широко…
Здесь и инверсии , и аллитерация: С Инея с Телет С Я широко.
Отдельными штрихами поэт воссоздал бедность края: Убогий невод рыбака, Скривившаяся от времени мельница, которая давно без присмотра хозяина, да и сам домик, где жил и трудился поэт, не похож на барские хоромы.
Особенно дороги поэту три сосны «на границе // Владений дедовских». Шумом вершин они некогда приветствовали его, проезжающего мимо них. За прошедшие годы произошли разительные перемены:
…около корней их устарелых Теперь младая роща разрослась, Зеленая семья; кусты теснятся Под сенью их, как Дети. А вдали Стоит один угрюмый их товарищ, Как старый холостяк, и вкруг него По-прежнему все пусто.
Природа одухотворена. Молодая поросль сосен названа «зеленой семьей», «кусты теснятся // Под сенью» старых деревьев, «как дети». А вблизи стоящая одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишенному потомства.
Вокруг этой сосны — «по-прежнему все пусто».
Младая роща — олицетворение вечного обновления природы. И поэт убежден: будущее за молодым, растущим. И хотя он уже не увидит «могучий поздний возраст» сосен, но внук его услышит их «приветный шум, когда, // С приятельской беседы возвращаясь, // Веселых и приятных мыслей полон, // Пройдет он мимо» них.
Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими мыслями, да и они в долгу не оставались.
Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли — таковы законы бытия. И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:
Здравствуй, племя Младое, незнакомое!
Обращение поэта к молодому поколению проникнуто доброжелательностью и верой в его будущее.
«Вновь я посетил…» по своему пафосу, устремлению близко к стихотворению, также написанному в Михайловском в 1825 году, -«Вакхическая песня» с ее прославлением разума и света. Отметим, что оба стихотворения были созданы в трудные для поэта годы. Каким же мужеством и жизнелюбием нужно было обладать, чтобы непоколебимо верить в торжество разума.
Чувства и мысли стихотворения «Вновь я посетил…» нашли свое подтверждение во многих письмах поэта. Сошлемся на фрагмент одного из них. Вот что писал Пушкин П. А. Плетневу 22 июля 1831 года: «Опять хандришь. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу.
Дельвиг умер, Молчанов умер; погоди, умрет и Жуковский, умрем и мы. Но жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши — старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а Мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя; не хандри — холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы».
Оптимистическое мировосприятие — характерная черта духовного облика Пушкина.
Отдельные замечания о композиции стихотворения. Оно делится на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в ее постоянном изменении.
Он обращается к прошлому, ибо настоящее напоминает об ушедших годах, а в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление о быстротекущем времени, смене и преемственности поколений. В стихотворении речь идет о пяти поколениях: внуке «владений дедовских» и его внуке.
«Вновь я посетил…» лишено обилия тропов, сложных образов. В нем превалируют слова литературной речи, но автор обращается и к разговорной лексике , и к книжным словам , славянизмам . И вся эта лексика органически сплавлена в единое целое.
Стихотворение написано безрифменным пятистопным ямбом. «…Пушкин решительно отошел от песенного, романсного стиха, стремясь создать стих смысловой, наиболее точно воспроизводящий мысль… Эта тенденция характерна для всей поздней лирики Пушкина»2. В статье «Путешествие из Москвы в Петербург» поэт отмечал «достоинство» стихов Радищева, написанных белым стихом. «Думаю, — заметил он, — что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало.
Одна вызывает другую… Вероятно, будущий наш эпический поэт изберет его и сделает народным»3.
Для творчества Пушкина характерны постоянные поиски новых жанров, новых средств выразительности. Писатель-новатор был всегда в пути.
Примечания
1. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Т. 3. М., 1949. С. 996.
2. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. М., 1959. С. 408 -409. 3. Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. М., 1976.
С. 354-355.