Урок литературы — в кабинете географии

Уже несколько лет в своей школе мы проводим интегрированные уроки литературы и географии. У таких уроков есть одно неоспоримое достоинство: они интересны детям. Благодаря слиянию двух дисциплин ребята глубже воспринимают содержание прочитанного произведения, рельефнее представляют себе и сюжет, и героев. Особенно понравился нашим шестиклассникам урок по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни». Когда они по карте проследили путь, проделанный героем рассказа, измерили его ниточкой, высчитали длину пути, то пришли в настоящее изумление.

И

сочувствие их герою было огромным.

Готовясь к уроку, мы решили для начала соотнести задачи, которые мы ставим перед собой как учителя. Пришли к выводу, что для нас важно будет рассмотреть содержание рассказа, определить роль пейзажа в произведении, расширить знания учащихся о географическом положении Аляски, показать влияние природы на судьбу героя. Хотелось бы также продемонстрировать ученикам взаимосвязь и взаимодополнение школьных дисциплин через призму творчества Джека Лондона, интегрировать художественный текст с конкретным географическим пространством.

Кроме того, нельзя забыть о развитии устной

речи и о формировании навыка работы с географической картой.

Для урока нам потребовались — помимо текста рассказа — физическая и климатическая карта Северной Америки, карта природных зон, зоогеографическая и почвенная карта мира, рисунки учащихся, нитки, фломастеры, длинная линейка, календарь погоды.

Эпиграфом к уроку мы выбрали слова английского историка Томаса Карлейля: «Насколько человек побеждает страх, настолько он человек». Опишем теперь ход самого урока — так, как он получился у нас в реальности.

Учитель литературы. Ребята, сегодня на урок литературы мы пришли в кабинет географии. Вы спросите почему? Потому что урок наш необычный.

Надеемся, что вы и сами увидите это по ходу работы.

Мы будем говорить о рассказе американского писателя Джека Лондона «Любовь к жизни» . У кого из вас в домашней библиотеке есть книги этого писателя? Кто из вас читал эти книги? Что именно читали и как оцениваете?

Мы впервые говорим о Джеке Лондоне на уроке, поэтому сначала познакомимся с самим писателем.

Сообщение о Джеке Лондоне .

В 1897 году на севере Америки, в Клондайке, нашли золото. Дикие просторы Аляски, страны Белого безмолвия, пустынной и холодной, вдруг показались землей богатой и щедрой тысячам бедняков и тем, кого называют прирожденными романтиками.

Американец Джек Лондон, тогда еще начинающий писатель, был из их числа. Но прежде, чем стать золотоискателем, Лондон перепробовал множество профессий: он был разносчиком газет, рабочим на консервной фабрике, матросом на шхуне, гладильщиком в прачечной, кочегаром. Нужда помешала ему завершить учение.

Его университетом стала сама жизнь. И он горел желанием рассказать о ней миру.

На Аляске Лондон не разбогател, но он собрал там ценнейший материал для своих рассказов, которые познакомили американцев с Севером. Оледенелые бревенчатые поселения, сорокаградусная стужа, долгие полярные ночи, споры, где побеждает сильнейший, жизнь, полная смертельного риска, — в таких условиях жили и боролись герои «Северных рассказов».

О противоборстве человека и природы, о мужестве и стойкости написан один из самых знаменитых рассказов писателя — «Любовь к жизни». Также рассказ этот о страшных последствиях предательства .

Законы природы у Джека Лондона суровы, но справедливы. Беда приходит только тогда, когда человек отступает от этих законов, становится богатым и жадным и стремится установить неравенство. Об этом говорится и в «Северных рассказах», и в повести «Белый Клык», и в других произведениях писателя.

— Какие события из жизни писателя легли в основу рассказа?

А сейчас узнаем, насколько внимательно вы читали рассказ.

Ответьте на вопросы викторины.

1. Сколько спичек было у главного героя? 2. Сколько золота нес с собой главный герой? 3. Чего не было в тайнике, к которому стремились герои? Патроны, крючки и лески, бинокль, компас, маленькая сеть, мука, кусок грудинки и бобы. 4. Что произошло с Биллом?

5. Как герой узнал, что кости принадлежат Биллу? 6. Куда наш герой прятал сухари?

Читатели вы внимательные. А с каким настроением вы читали рассказ?

Действительно, рассказ рождает грустное настроение. Мне, как читателю, еще грустнее от того, что в наших учебниках практически отсутствуют цветные иллюстрации к рассказу. Поэтому, когда я узнала, что на уроках рисования вы иллюстрируете книгу, я попросила вас выполнить рисунки к этому произведению.

Теперь, когда «белых пятен» в содержании не осталось, вы сможете ответить на следующие вопросы.

— Как ведется повествование? В чем особенность?

— Как вы поняли, что герои прошли уже большое расстояние?

— Почему Билл не оглянулся, когда товарищ вывихнул ногу?

— Как реагирует наш герой на предательство товарища?

— Почему автор не дал имени главному герою?

— Всех ли героев рассказа мы перечислили? Билл ушел, наш герой остался один… Или не один?

Есть еще кто-то?

Вот об этой северной природе пришло время поговорить. Передаю слово учителю географии.

Учитель географии. Итак, изначально маршрут золотоискателей был намного длиннее: они собирались идти к югу до Большого Медвежьего озера. Переправившись через него, они хотели устремиться на восток, до Гудзонова залива — там было наибольшее на то время количество факторий . В районе реки Диз у путешественников был схрон с запасом продуктов питания. Они уже два месяца в своем нелегком странствии.

Но прошло две недели, как герой сбился с пути, поэтому маршрут изменился.

Путешественники вышли к устью реки Коппермайн, которая впадает в залив Коронации. И там совершенно случайно оказалось китобойное судно «Бедфорд» с представителями научной экспедиции на борту. Двое ученых и спасли героя рассказа.

В тетрадях по географии записываем название практической работы «Оценка природных условий на пути следования героя произведения Джека Лондона «Любовь к жизни»». К доске вызывается один учащийся, который будет работать с картой и просчитывать длину пути главного героя.

Пока ведется работа с картой, мы обсудим, в каких суровых природных условиях шел наш герой . Герой двигался в пределах Северного полярного круга: от 67о северной широты до 69-70о северной широты. Что можно сказать про эту территорию?

1. Рельеф. Какой рельеф вы представили по рассказу?

2. Климат. Описывается июль-август — а это самый теплый период в году. Но средняя температура этого времени года здесь +8оC.

— Ребята, посмотрите в наши календари погоды и скажите, когда у нас в Сибири бывает среднемесячная температура +8о?

— Давайте опишем погоду этого периода.

— Как мы одеваемся в это время?

— А что было на герое?

3. Природная зона. Тундра и лесотундра — территория, открытая для свободного проникновения воздушных масс с Северного Ледовитого океана. Плюс к этому — низкие средние температуры лета и зимы, плюс большое количество озер, рек, ручьев.

Следовательно, почва насыщена влагой, но из-за низких температур она оттаивает в летний период только на несколько десятков сантиметров — от 10 до 30 см. А на остальной территории — вечная мерзлота.

— Может ли здесь вырасти большое дерево?

Как мы понимаем, корневая система крупных, даже средних по размеру растений не может существовать в таких условиях, потому наш герой встречает на своем пути растительность, присущую этой природной зоне: мох, лишайник, карликовые кустарники, разнообразные ягоды, ближе к югу появляется камыш.

4. Животный мир. В данной природной зоне водятся медведи, олени, песцы, лисицы, куропатки. Волки приходят сюда лишь летом на совсем короткий период. Вот почему Билл, который ушел вперед, съеден волками. Потом, с наступлением холодов, они мигрировали.

Остался только один больной волк, который обречен на гибель здесь, так как перехода ему не выдержать.

А теперь посмотрим, какой путь проделал герой в этих условиях. Не забудьте учесть, что он был истощен, очень ослаб, нес груз 12 килограммов. Вспомним, что последние километры он преодолевал с большим трудом и проходил в день 2-3 мили , а затем и вовсе делал по 20 шагов в час.

Слово берет Учитель литературы. В художественном произведении описание природы или, другими словами, пейзаж нужен не только для того, чтобы мы представили место и время действия, но и для того, чтобы мы могли лучше понять и состояние героя, и оценку автора, даваемую всему происходящему. Посмотрим на пейзаж в рассказе с этой точки зрения.

А) Первый отрывок: «Он взобрался на небольшой холмик и осмотрелся кругом…»

— Какой цвет преобладает в пейзаже и почему? Почему в этом пейзаже нет солнца?

Б) Второй отрывок: «Он проснулся озябший и больной…»

— Что изменилось в пейзаже?

В) Третий отрывок: «Долгое время он лежал неподвижно…»

— Какие изменения помогают понять состояние героя?

Еще несколько Дополнительных вопросов Для беседы.

— Во время своего путешествия герой встречается со многими животными. Но самая острая встреча… С кем?

— Почему в этой смертельной схватке умирающий, обессилевший человек одерживает победу над волком? Какое значение, по-вашему, имеет этот эпизод в развитии действия?

— Почему герой рассказа оказался победителем?

— В чем смысл рассказа «Любовь к жизни»? Почему он так называется?

— Вам известны многие произведения о смелых и мужественных людях, вспомните их. Чем рассказ «Любовь к жизни» от них отличается?

Итог урока подводим коллективно.

Рассказ «Любовь к жизни» — рассказ о мужественном человеке, который выстоял в таким страшным испытаниях, как одиночество, предательство друга и борьба с суровой северной природой. Самое главное — герой преодолел себя, свой страх, свою боль.

Домашним заданием может стать небольшое сочинение на тему «Вернется ли наш герой за золотом?».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок литературы — в кабинете географии