Урок — импровизация на тему «Милосердие и сострадание» по ОРКСЭ

Урок — импровизация на тему «Милосердие и сострадание» по ОРКСЭ

Учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Петровска Видяшевой Е. Н.

I. Мотивация учебной деятельности.

-В четвертом классе по предмету ОРКСЭ изучается одна очень важная, на мой взгляд, тема. В ней говорится о человеческих качествах. Каких?

Попробуйте ответить на этот вопрос, послушав притчу.

II. Актуализация знаний.

1. О МИЛОСЕРДНОМ САМАРЯНИНЕ

На одного еврея напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие, проходя мимо окровавленного человека, думали

каждый о своем. Один из них говорил своей совести, что ему некогда, что он спешит на работу, другой, что ему надо скорей на праздник, а пачкаться не хочется. Да и мало ли «бомжей» на улице, .

Но один приезжий человек, иностранец-самарянин , чей народ считался враждебным и ненавистным евреям, вдруг остановился. Он склонился над раненным евреем, но не с целью добить беззащитного, а помочь в беде. Самарянин не просто оказал первую помощь, перевязал раны, но отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

-О каких же самых важных качествах человека идет речь в этой притчеи ролике?

2. «Без сострадания,

милосердия невозможно жить в мире».

Так сказал немецкий писатель и драматург Зигфрид Ленц

3. Еще в 4 веке до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал

«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».

4. Эту мысль продолжил уже в 1 веке н. э. римский философ Сенека

«Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других»

5. Л. Н. Толстой делал акцент на то, что:

«В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для других»

-Согласны ли вы с этими высказываниями?

II. Работа над новым материалом.

1 . Работа с толковыми словарями.

Сведения из толкового словаря Ожегова

Милосердие — готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

-Почти то же самое утверждают и авторы других словарей. Данные толкования перед вами. .

Милосердие. Толковый словарь Ефремовой

Готовность помочь кому-л. из чувства сострадания, человеколюбия; снисхождение, помощь кому-л., вызванные такими чувствами.

Милосердие. Большой энциклопедический словарь

МИЛОСЕРДИЕ — сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся ; деятельное проявление милосердия — различного рода помощь, благотворительность и т. п.

Милосердие Малый академический словарь

Милосердие — я, ср.

Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами.

Проявить милосердие.

Милосердие Толковый словарь Кузнецова

Милосердие МИЛОСЕ́РДИЕ — я; ср. Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия; сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. Проявить м. Чувство милосердия.

Накормить кого-л. из м…

Милосердие Современный толковый словарь

Милосердие сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся ; деятельное проявление милосердия — различного рода помощь, благотворительность и т. п.

2. 1.Подбор синонимов

III. Построение выхода из затруднения.

Обращение к истории.

1. В 1890 — 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:

В Санкт-Питербурге — 1981327 рублей;

В Москве — 1813060 рублей;

В Одессе — 709863 рубля;

В Риге — 504556 рублей.

Для сравнения:

7- 9 рублей стоила корова;

3 — 5 рублей — костюм тройка;

25- 40 рублей в месяц — зарплата квалифицированного рабочего.

В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555 .

2. — А вот здесь будут уместны слова из четверостишья Героя Советского Союза, фронтовика, ослепшего после ранения под Севастоплем, поэта Эдуарда Асадова

И чтоб после себя не корить

В том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

Э. Асадов

IV. Усвоение нового знания.

О людях, несущих добро

1 .Конгрегация «Сестры Милосердия» была основана в 1831году Кэтрин Элизабет Маколи, которая после получения наследства направила значительные материальные средства на организацию «Дома милосердия» в Дублине. В этом доме последовательницы Кэтрин Элизабет Маколи оказывали разнообразные образовательные, религиозные и социальные услуги бедным женщинам и детям. » Дом Милосердия» сохранился до нашего времени. Сейчас в нем находится «Международный центр милосердия».

При жизни Кэтрин Элизабет Маколи монашеская община состояла примерно из 150 человек. Были основаны новые двенадцать домов сестер в Ирландии и два в Англии. После смерти Кэтрин Элизабет Маколи 11 ноября 1841 года монашеская конгрегация «Сестры Милосердия» стала постепенно распространять свою деятельность в США, Австралии, Новой Зеландии и Аргентине.

В 1992 году конгрегацией «Сестры Милосердия» была создана Международная Ассоциация Милосердия, валовой доход которой в 2006 году составила около 5.5 миллионов фунтов стерлингов.

2. О первых Общинах сестер милосердия в России.

В марте 1844 года в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини Александры Николаевны была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия.

Согласно уставу ее целью было попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями.

В 1844 году в Петербурге княгиня М. Ф. Барятинская основала общину сестер милосердия Литейной части. Главная цель общины — оказание помощи нуждающимся на территории района.

В 1850 году была организована Одесская богадельня сердобольных сестер. Община ставила главной целью уход за больными женщинами и обучение желающих осуществлять уход за ними, который включал раздачу лекарств, перевязку ран, перестилание постелей, раздачу пищи.

Покровская община сестер милосердия была учреждена в 1859 году в Петербурге Великой княгиней Александрой Петровной. Целью общины являлось попечение о приходящих больных, подготовка опытных сестер милосердия и воспитание бедных и бесприютных детей.

В 1861 году княгиня М. М. Дондукова — Корсакова создала в Псковской губернии общину сельских сестер милосердия.

В 1863 году княгиня А. В. Голицына организовала в Москве приют для иногородних монахинь, а при нем больницу и общину сестер милосердия.

В 1866 году княгиня Н. Б. Шаховская Создала общину сестер милосердия в честь иконы Матери Божией «Утоли мои печали». При общине, созданной при тюремной больнице, позднее были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. Впоследствии община стала самой крупной в России.

Особое место в деятельности первых общин сестер милосердия занимает Крестовоздвиженская община, которая была учреждена в Петербурге в самом начале Крымской войны по инициативе Великой княгини Елены Павловны . Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненным на поле боя. От этой общины берет свое начало Российское Общество Красного Креста, которое было создано в 1867 году . Сестры милосердия принимали участие во всех войнах второй половины 19 столетия. Они самоотверженно трудились в госпиталях, на перевязочных пунктах, а также оказывали помощь раненым.

В 1863 году был издан указ военного министра Д. А. Милютина о введении, по договоренности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в госпиталях. Эту дату можно считать годом рождения Профессии медицинской сестры в России.

Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.

С Есенин посвятил им стихи.

В феврале 1909 года начала свою деятельность обитель святых Марфы и Марии. 18 июля 1918 году приняла от Господа мученический венец святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна , являя нам пример высокого христианского служения и милосердной любви.

3 . В современном мире движение сестер милосердия возобновляется.

В Перми с 2007 года медицинский колледж начал подготовку сестер милосердия.

С ноября 2015 года в Саранске действует православное сестричество.

В Тюмени в 2004 году региональным центром повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения впервые были организованы курсы для сестер милосердия. Эта деятельность продолжается и поныне.

Работа с будущими сестрами милосердия началась в 1991 г. на базе светского 1-го московского медицинского училища. Директор училища, Игорь Васильевич Алабин, идею подготовки сестер милосердия от всей души поддержал и предложил организовать вечернее отделение на базе своего училища. Это уже потом, в 1992 г., по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, на базе 1-й городской больницы было открыто самостоятельное Свято-Димитриевское училище сестЕр Милосердия.

4 .Агнес Гонджа Бояджиу родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье в семье албанки и арумына .

В восемнадцать лет она уехала в Ирландию и там вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 году приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.

Вскоре орден направил ее в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину: монашескую конгрегацию «Сестры Миссионерки Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.

С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Ее миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.

В 1973 году мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии.

В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

Она умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте на 88-ом году жизни. В октябре 2003 года беатифицирована Католической Церковью.

5.Доктор Рошаль

Директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН, президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, заведующий отделением неотложной хирургии и травмы детского возраста Научно-исследовательского института педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН. Доктор медицинских наук, профессор. Член Общественной палаты, председатель Комиссии палаты по вопросам здравоохранения.

Добрых и милосердных дел этого человека очень много, их невозможно перечесть.

6.Беслан Подвиг милосердия.

1.Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России.

Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

2. Приведите примеры милосердия из истории или современности.

V. Работа в группах

1 .Обсудить тексты, выполнить задания

2 .Составить пословицы на планшетах.

3 .Рассказать о делах милосердных.

VI.

1. Памятка

2 . Пожелание

VII. Первичная проверка понимания.

1. Работа на тренажере.

VIII. Итог

-Что мы с вами можем сделать доброго и милосердного?

Ничто не может сердце изменить —

Ни слава, ни почет, ни положение.

Ни за какие деньги не купить

Нам доброты сердечной, без сомнения.

А что для счастья нужно иногда?

Лишь чуточку сердечного внимания.

Казалось бы, такая ерунда —

Обычное людское понимание.

Благословлен будь тот,

Кто щедр душой!

И кто людей не судит по одежке,

Всегда готов делиться добротой.

И не откажет никогда в поддержке.

Протянет руку в самый трудный час,

Свои проблемы в этот миг забудет.

И, слава Богу, что живут средь нас

Такие замечательные люди!

Песня «Дорогою добра»

Приложение

1. О милосердии. Д. Гранин

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера.

В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много.

Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело?

Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, а «меня это не касается» стало чувством привычным?

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить?

Оглянулся — и причин видимых не нашел.

Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы.

Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.

Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

Какую проблему поднимает Даниил Гранин?

2.Чтение по ролям.

Благодарить? Галина Ясоулова

Благодарить…

За боль?

За боль еще важнее!

Простить обидчика?

Простить…

Он слаб и в страхе. Ты сильнее.

Принять скорбящего?

Принять его все скорби и тревоги…

Поднять упавшего?

Поднять…

Он твой собрат. Один из многих.

Благословить?

Благословить…

И проклинающих?

Их тоже…

Любить жестокий мир?

Любить…

Его спасти любовь лишь может…

3.Стихотворение в прозе И. С. Тургенев «Два богача»

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

— А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

— Согласны ли вы с автором и почему?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок — импровизация на тему «Милосердие и сострадание» по ОРКСЭ