Темы любви, искусства, религии в поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах»
Поводом для создания поэмы «Облако в штанах» стали трагические переживания личного характера. Смысл и основную мысль своего произведения Маяковский определил в предисловии к первому изданию книги . Поэт в свойственной ему манере выражает суть содержания четырех частей поэмы следующим образом: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».
В первой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского.
Это и противопоставление поэта психологии «жирных»,
Мною опять славословятся Мужчины, залежанные, как больница, И женщины, истрепанные, как пословица.
Себя и свой светлый мир поэт противопоставляет существующему уродству:
У меня в душе ни одного седого волоса, И старческой нежности нет в ней! Мир огромив мощью голоса, Иду — красивый, Двадцатидвухлетний.
Далее во всем тексте поэмы присутствуют противоборствующие тональности. Поэт ждет свою возлюбленную
Будет любовь или нет? Какая — Большая или крошечная? Откуда большая у тела такого: Должно быть, маленький, Смирный любеночек.
Лирический герой и все вокруг описано гиперболически: поэт «громадный», «жилистая громадина». Он «стонет и корчится» в отчаянии, нервы у него начинают реагировать самостоятельно:
Слышу: Тихо, Как больной с кровати, Спрыгнул нерв. И вот, — Сначала прошелся Едва-едва, Потом забегал, Взволнованный, Четкий. Теперь и он и новые два Мечутся отчаянной чечеткой.
Сердце поэта пылает, оно хочет «выскочить из сердца»:
Стоглазое зарево рвется с пристани.
Герой потрясен сообщением пришедшей Марии о том, что она выходит замуж, но внешне не реагирует:
Видите — спокоен как! Как пульс Покойника.
Возлюбленную у него отнял враждебный мир, который не знает настоящей любви, мир, где все продается и покупается. Поэт утверждает, что искусство нежизнеспособно, так как замкнулось в своей пошлости. Он готов, как Данко, положить свое сердце на алтарь нового искусства.
В третьей части поэмы автор отрицает господствующий строй в стране, мир «жирных», жестокий и безобразный. В четвертой части звучат богоборческие мотивы, поскольку религия освящает буржуазный прогнивший строй. Поэма завершается космической картиной Вселенной, где сияют зловещие звезды.
Поэт гордо идет навстречу будущему, он не сломлен, не отказывается от борьбы.