Создатели группы и участники ОБЭРИУ
Роль группы ОБЭРИУ в истории русской литературы XX века охарактеризовал крупнейший знаток русского авангарда Н. И. Хард-жиев в своем интервью 1995 года. «Это ведь редчайший случай, — заметил он, — реализовалось целое течение, не напечатав ни одной строчки»1. Такое уникальное положение сложилось из-за того, что группа возникла в 1927 году — когда начали исчезать остатки даже той относительной литературной свободы, которая существовала в Советской России в начале 1920-х гг. Еще возможны были отдельные литературные и театральные выступления,
Тем не менее, серьезно усиливалось давление цензуры, практически стали невозможны публикации, в газетах появлялись погромные рецензии на те или иные явления культурной и литературной жизни. В этих условиях Даниил Хармс и Александр Введенский вместе с Николаем Заболоцким , Игорем Бахтеревым , Дойвбером Левиным и Константином Вагиновым создают осенью 1927 года знаменитое ОБЭРИУ. Впоследствии членом этого
ОБЭРИУ фактически просуществовало только три года , распавшись в результате ареста в конце 1931 года Хармса, Введенского и Бахтерева, которым инкриминировалось создание «контрреволюционных произведений». Несмотря на то, что уже в 1932 году поэтам удалось вернуться в Ленинград, ни о каком продолжении публичной совместной деятельности не могло быть и речи.
С этого года и вплоть до войны никаких новых объединений бывшие обэриуты уже не пытались создавать. Творчество большинства из входивших в объединение писателей и поэтов охватывает собой полтора десятилетия и не исчерпывается только эстетическими установками ОБЭРИУ. Тем не менее, в науке устоялась традиция расширительного употребления понятия «обэриутская поэтика», при которой под него подпадает не только непосредственный период деятельности объединения, но и творчество входивших в него авторов за несколько предшествующих лет, а также в постобэриутский период . Своеобразным ядром обэриутскои поэтики является творчество двух центральных фигур ОБЭРИУ — Даниила Хармса и Александра Введенского. Даниил Хармс, начинавший как последователь одной из самых радикальных футуристических линий — заумной поэзии, впоследствии эволюционировал в сторону авангардного «неоклассицизма».
Примерно то же, с некоторыми оговорками, можно сказать и об А. Введенском. Линии жизни и творчества двух друзей-поэтов пересеклись в 1925 году, когда они, два начинающих литератора, познакомились друг с другом, возвращаясь с небольшого поэтического вечера на квартире их общего знакомого Е. Вигилянского, и дальше продолжались параллельно, порою удивительно совпадая в своих изломах.
Оба они начинали как заумники.