А. И. Журавлева
Мир «допетровского» русского человека, существовавший рядом с современностью «железного» XIX в., до Островского оставался странностью и экзотикой, предметом изумленного и насмешливого разглядывания. Для предшественников драматурга в разработке «купеческой темы» это был мир курьезов и нелепостей, смешного косноязычия, диковинных одежд и странных обычаев, необъяснимых страхов и удивляющих проявлений веселия… Только Островский показал эту «страну» именно как мир, как дошедший до современности остров прапрадедовской
Соль художественного открытия Островского в том, что сквозь внешне необычайное, диковинное писатель сумел увидеть как раз обыденное. Именно в повседневной жизни «среднего класса» он показал и порок в его «рядовом житейском выражении» в комедии «Свои люди — сочтемся!» Любому человеку в мире Островского в любой момент открыта возможность к раскаянию на путь
Композиционно в центр «Грозы» выдвинуты два героя: Кабаниха и Катерина, представляющие собой как бы два полюса калиновского мира. Образ Катерины соотнесен с образом Кабанихи. Обе они — максималистки, обе никогда не примирятся с человеческими слабостями и не пойдут на компромисс.
Обе верят одинаково, религия их сурова и беспощадна, греху нет прощения и о милосердии они обе не вспоминают. Только Кабаниха вся прикована к земле, она — блюститель окостеневшей формы патриархального мира. Жизнь она воспринимает как церемониал … А Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. …Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна.
В моральной ценности своих нравственных представлений Катерина не сомневается, она только видит, что никому в окружающем ее мире и дела нет до ее подлинной сути. … В самой Катерине, в ее любви, в ее душе, в ее нравственных представлениях и высокой требовательности к себе лежит причина трагического исхода ее жизни. Катерина — жертва самого хода жизни…