“Роковые яйца”, анализ повести Булгакова

История создания

Повесть “Роковые яйца” была написана Булгаковым в 1924 г. Уже публикуя повесть в сокращенном виде в четырех номерах журнала “Красная панорама” , Булгаков изменил название с “Луч жизни” на “Роковые яйца”. Полностью повесть издана в журнале “Недра” № 6 за 1925 г., в этом же году вошла в сборник “Дьяволиада”.

Литературное направление и жанр

Повесть относится к модернистскому направлению в литературе. Фантастические события, происходящие в ней, Булгаков переносит в недалекое будущее .

Благодаря этому повесть приобретает черты антиутопии, в которой сатирически осмысливаются события советской жизни и достижения советской науки.

Проблематика

В сатирической повести главная проблема социальная – будущее страны. Булгаков ставит под сомнение жизнеспособность нового государства, все-таки надеясь на то, что после “нашествия гадов”, эпидемий и болезней страна может оправиться.

Поднимаются также философские проблемы: роль случая в человеческой жизни и истории, личность в истории.

Сюжет и композиция

События повести имеют четкие хронологические рамки и свойственную хроникам

точность. Начало событий приходится на 16 апреля , а заканчивается нашествие в ночь с 19 на 20 августа . Такие намеки на воскрешение и преображение мира, возвращение его к прежнему несовершенному, но нормальному состоянию, воплощают надежду Булгакова на возможное возвращение к прежней “нормальной” дореволюционной жизни.

Точно указан возраст профессора , год, когда от Персикова убежала жена, не сумев вынести его лягушек.

Профессор зоологии Персиков, специализирующийся на земноводных, случайно открывает возникший путем преломления в линзах микроскопа луч, под воздействием которого живые организмы растут до необычных размеров и интенсивно размножаются. Вскоре эпидемия куриной болезни уничтожает всех кур в стране. Председатель совхоза “Красный луч”, желающий быстро восстановить куроводство в республике, заручившись бумагой из Кремля, забирает временно у профессора три камеры, генерирующие луч.

Животные в институте предчувствуют недоброе: жабы поднимают концерт, стрекочут “зловеще и предостерегающе”. Когда Рокк приступает к освещению яиц красным лучом, в совхозе воют собаки и надрываются лягушки, потом птицы улетают из окрестных рощ, а лягушки исчезают из пруда. Они как будто знают об ошибке, о которой не догадывается Рокк, получивший из-за границы посылку, предназначенную Персикову.

Из яиц первым делом вылупляются две анаконды 15 аршинов в длину и шириной с человека. Одна из них проглатывает толстую жену Рокка Маню, после чего Рокк седеет и бежит на станцию Дугино с просьбой отправить его в Москву.

Агент государственного политического управления гибнут в схватке с выползающими из оранжереи змеями и крокодилами. Пресмыкающиеся угрожают Смоленску, который сгорает в пожаре от оставленных в панике печей. Животные движутся на Москву, откладывая по дороге огромное количество яиц.

Из Москвы, в которой объявлено военное положение, поспешно вывозят золотой запас и произведения искусства. На борьбу с животными отправлена конная армия, три четверти которой погибло под Можайском, и газовые отряды, отравившие огромное количество людей.

Разъяренная толпа убивает Персикова и уничтожает его камеру, а три камеры в совхозе “Красный луч” гибнут в пожаре.

Куриный мор, а затем нашествие гадов представлены в повести как роковое бедствие, наказание целой страны. Доказательством тому являются границы куриного мора. На севере и востоке мор был остановлен морскими просторами, а на юге степными.

Но удивительным является тот факт, что мор остановился на границе Польши и Румынии. Слова об ином климате этих мест намекают на истинную причину – иной политический строй, над которым не властны болезни советского государства.

Нашествие гадов было остановлено сильными морозами, которых не может быть в природе в это время. Это символ помощи свыше, только Бог может остановить советскую опасность, наползающую на страну, подобно огромным гадам. Недаром мороз ударил в ночь после религиозного праздника Преображения Господня .

Камеры восстановить без Персикова не удалось, видимо, потому, что сделаны они были по дьявольскому наущению.

Герои повести

Профессор Владимир Ипатьевич Персиков – гений, сосредоточенный на науке. Он профессор зоологии университета и директор зоологического института на улице Герцена.

Внешность у профессора несимпатичная, даже отталкивающая или смешная. Голову Булгаков иронически называет замечательной: “лысая, толкачом”. Булгаков обращает внимание на такие детали, как выпяченная нижняя губа, придававшая лицу капризный оттенок, красный нос, старомодные очки, скрипучий квакающий голос.

Персиков имел привычку скручивать указательный палец, что-либо объясняя.

Отрешенность от внешнего мира, а также верная экономка Марья Степановна, позволяют профессору пережить самые трудные, голодные и холодные годы. Но эта же отрешенность делает его мизантропом. Даже смерть собственной жены, ушедшей от Персикова 15 лет назад, кажется, оставляет его равнодушным.

Обычных людей Персиков пугает, с ним разговаривают “с почтением и ужасом”, или же с улыбкой, как с маленьким, хоть и крупным, ребенком. Персиков двойственен по своей природе, он только частично относится к миру людей, а частично – к миру потустороннему. Одним словом, Персиков – существо почти демоническое, поэтому далек от жизни и ею не интересуется.

Персиков теряет человеческий облик, когда узнает о том, что перепутаны две партии яиц. Он становится разноцветным, иссиня-белым, с разноцветными глазами. С другой стороны, в Персикове есть что-то механическое: он действует и говорит автоматически и однообразно, в случае опасности призывая Панкрата.

Александр Семенович Рокк – заведующий показательным совхозом “Красный луч”, расположенным в Никольском, Смоленской губернии.

У этого героя говорящая фамилия. Когда Панкрат сообщает Персикову, что к нему пришел Рокк с бумагой из Кремля, Персиков удивляется, что рок может прийти и принести бумагу из Кремля. Рокк одет старомодно, на боку у него старой конструкции маузер в желтой кобуре.

Лицо Рокка на всех производит крайне неприятное впечатление. Маленькие глазки смотрят изумленно и уверенно, лицо иссиня-бритое.

Рокк до 17 г. служил флейтистом в концертном ансамбле маэстро Петухова, выступал в кинематографе “Волшебные грезы” в городе Екатеринославле. Революция показала, что “этот человек положительно велик”.

Персиков сразу угадывает, что Рокк с яйцами “черт знает что наделает”. Мужики в Концовке называют Рокка антихристом, а яйца дьявольскими, даже хотят его убить. В конце повести Рок сгинул неведомо куда, что еще раз доказывает его дьявольскую природу.

Стилистические особенности

В повести множество скрытых смыслов. Подтекст заложен в самом названии. Первоначальное название “Луч жизни” иронично, потому что изобретенный профессором красный луч оказывается как раз лучом смерти, угрожающим целой стране.

Это название перекликается с названием совхоза, откуда начались все несчастья – “Красный луч”. Название “Роковые яйца” символично, яйцо как начало и символ жизни оказывается роковым в результате ошибки и обращает родившуюся в нем жизнь в смерть для людей.

Яйцо и курица становятся предметом насмешек героев и иронии автора. Надпись “Сожжение куриных трупов на Ходынке” вызывает воспоминание у читателя о ходынской трагедии с огромным числом жертв, случившейся по вине властей .

Люди смеются над смертью, обращая куриный мор в предмет шуток, карнавала. Куплетисты поют пошлую песню: “Ах, мама, что я буду делать Без яиц?..”, появляется лозунг, обращенный к иностранным капиталистам: “Не зарьтесь на наши яйца – у вас есть свои”. Грамматические и стилистические ошибки нивелируют трагедийность пьесы “Куриный дох” и надписи на яичном магазине “За качество гарантия”.

Литературное произведение “Курицыны дети” сразу ассоциируется с грубым “сукины дети”.

Вопрос Рокка, заданный по телефону Персикову, тоже неоднозначен: “Мыть ли яйца, профессор?”

Для создания комического эффекта Булгаков активно пользуется штампами и клише официально-делового стиля, создавая невообразимые названия чрезвычайных комиссий . Булгаков дает своим героям говорящие фамилии. Заведующий отделом животноводства при верховной комиссии называется Птаха-Поросюк .

Основные приемы создания комического в повести – ирония и гротеск.




Ромео и джульетта любви все возрасты покорны.
Сейчас вы читаете: “Роковые яйца”, анализ повести Булгакова