Обучение технике легкоатлетических упражнений — бег
МБОУ СОШ №11, г. Белгорода
Обучение технике легкоатлетических упражнений — бег
С. В. Пономаренко
Учитель физической культуры,
Школа №11, г. Белгород
Белгород 2012
Эффективность процесса обучения в метаниях в первую очередь зависит от соответствия веса метательного снаряда и сложности упражнения силам и возможностям учащихся, их подготовленности. Если данное условие соблюдено, то школьники в основном быстро и правильно овладевают техникой метательных упражнений, хотя движения в метаниях не так естественны, как
Метание малого мяча способом из-за спины через плечо является основным упражнением для всех возрастных групп учащихся. Школьникам необходимо приобрести навык в метании малого мяча из-за головы, стоя лицом к направлению броска. На начальном этапе обучения метание мяча осуществляют в мишень размером 1×1 м с расстояния от 2 до 8 м; на следующем этапе — боком к направлению броска в мишень или через препятствие с расстояния 6-8 м.
Для формирования навыка метания, занятия с детьми в начальной школе я начинаю, используя легкие мячи . Только после приобретения навыка метания легкими
Рассмотрим возможные ошибки и упражнения по их устранению, а затем — специальные подготовительные упражнения по овладению техникой метания мяча и гранаты.
Специальные подготовительные упражнения. Обучение технике метаний начинаю с заключительной фазы, представляющей собой резкое движение «бросковой» руки.
Резко встряхнуть кисть, как будто что-то стряхиваешь с пальцев .
Взять правильно метательный снаряд .
Выполнить бросок мяча в пол за счет движения предплечья и кисти. Здесь на начальном этапе обучения занимающиеся могут держать себя за локоть .
Сгибание и разгибание руки с мячом, стоя лицом к направлению броска .
Метание мяча в цель или через препятствие , стоя лицом к на правлению броска ,
Обучение выполнению положения «натянутый лук» .
Метание мяча , стоя боком к направлению броска, с поворотом на месте .
То же упражнение, но с шага .
То же упражнение, но с разбега. На начальном этапе обучения с 3-5 шагов, переходя постепенно к убыстрению и увеличению количества шагов в разбеге .
10. Упражнения на совершенствование умения выполнять финальное усилие при броске мяча, которые можно использовать и как домашние задания. Упражнения можно делать в парах или с резиновым жгутом, с отягощениями в виде стальных шаров, гантелей и др. .
11. Для совершенствования техники метаний и развития двигательных качеств применяют в большом объеме упражнения с набивными мячами .
Ошибки, допускаемые при метании малого мяча
Рекомендуемые упражнения по устранению ошибок
При хвате мяча мяч держат слишком крепко или слишком слабо
Хорошо изучите хват на основе приведенных нами объяснений и рисунков. Упражняйтесь в правильном выполнении хвата
Таз и правая нога слишком вывернуты вправо
Акцентируйте внимание на выносе носка стопы вперед. Стремитесь к «скручиванию» в поясе
Метающая рука не полностью выпрямлена
Акцентируйте внимание на выведении руки назад. Чаще упражняйтесь в бросках мяча с места
При броске мяча метающая рука слишком отводится в сторону от туловища
Делайте упражнения для мышц плечевого пояса ; метания по цели, выполняя броски мяча из-за головы
При броске мяча голова и верхняя часть туловища отклоняются влево
Выполняйте дальние броски мяча через высокие препятствия. При этом следите за траекторией полета мяча
Левая нога «стопорит», в результате чего метатель сгибается в пояснице
Осуществляйте метание мяча с выполнением
«броскового» шага. При этом левую ногу ставьте на грунт, а потом выпрямляйте
Правая нога выставлена вперед, поэтому невозможно нормальное перенесение усилия
Упражнение выполняйте медленно и правильно делайте отсчет
И еще несколько замечаний о взаимодействии учителя и ученика в процессе обучения.
Поскольку деятельность учителя имеет целью передачу знаний ученику и руководство процессом усвоения знаний, формированием двигательных умений и навыков, то обучение может быть полноценным только тогда, когда учитель выполняет роль лидера, опираясь на научно обоснованную теоретическую подготовку. Учитель должен знать научные основы теории физического воспитания, техники спортивных двигательных действий и обучения им. Сюда относится также знание основ психологии обучения, физиологических закономерностей приспособления организма занимающихся к нагрузкам , и оптимальных путей их использования в процессе обучения.
Учебный процесс станет эффективным только при условии систематичности и дидактической обработанности всех элементов его организации, включая учебный материал, а эффективность усвоения материала зависит оттого, насколько точно школьник представляет задачи обучения и пути их решения. Если цель обучения осознается школьником сравнительно просто, то частные задачи обучения зависят от условий, от него скрытых и ясных только профессионально подготовленному учителю, осуществляющему руководство при их решении.
Несмотря на то, что прочность усвоения материала во многом зависит от свойств памяти занимающегося, учитель может влиять на эффективность запоминания. Он помогает ученику сформировать установку на запоминание учебного материала, учит приемам запоминания, предлагает задания, способствующие произвольному и непроизвольному запоминанию двигательных действий. Запоминается и прочно усваивается, прежде всего, то, что актуально для ученика и имеет для него прикладную ценность.
В заключение отмечу, что в своих статьях я рассматриваю только основные упражнения в обучении бегу, прыжкам и метаниям, которые могут пригодиться учителям всех специализаций, вполне доступны для их выполнения школьниками и достаточно эффективны при использовании на занятиях другими видами спорта .