Обучение технике легкоатлетических упражнений — бег

МБОУ СОШ №11, г. Белгорода

Обучение технике легкоатлетических упражнений — бег

С. В. Пономаренко

Учитель физической культуры,

Школа №11, г. Белгород

Белгород 2012

Эффективность процесса обучения в ме­таниях в первую очередь зависит от соответствия веса метательного сна­ряда и сложности упраж­нения силам и возмож­ностям учащихся, их под­готовленности. Если дан­ное условие соблюдено, то школьники в основном быстро и правильно овладевают техникой метательных упражнений, хотя движения в метаниях не так естественны, как

при ходьбе, беге или прыжках.

Метание малого мяча способом из-за спи­ны через плечо является основным упраж­нением для всех возрастных групп учащихся. Школьникам необходимо приобрести навык в метании малого мяча из-за головы, стоя лицом к направлению броска. На началь­ном этапе обучения метание мяча осуществля­ют в мишень размером 1×1 м с расстояния от 2 до 8 м; на следующем этапе — боком к направ­лению броска в мишень или через препятствие с расстояния 6-8 м.

Для формирования навыка метания, заня­тия с детьми в начальной школе я начинаю, ис­пользуя легкие мячи . Только после приобретения навыка метания легкими

мячами перехожу к метанию тен­нисными мячами.

Рассмотрим возможные ошибки и упражне­ния по их устранению, а затем — специальные подготовительные упражнения по овладению техникой метания мяча и гранаты.

Специальные подготовительные упражнения. Обучение технике метаний начинаю с заключи­тельной фазы, представляющей собой резкое движение «бросковой» руки.

Резко встряхнуть кисть, как будто что-то стряхиваешь с пальцев .

Взять правильно метательный снаряд .

Выполнить бросок мяча в пол за счет дви­жения предплечья и кисти. Здесь на начальном этапе обучения занимающиеся могут держать себя за локоть .

Сгибание и разгибание руки с мячом, стоя лицом к направлению броска .

Метание мяча в цель или через препятс­твие , стоя лицом к на­ правлению броска ,

Обучение выполнению положения «натя­нутый лук» .

Метание мяча , стоя боком к на­правлению броска, с поворотом на месте .

То же упражнение, но с шага .

То же упражнение, но с разбега. На на­чальном этапе обучения с 3-5 шагов, перехо­дя постепенно к убыстрению и увеличению ко­личества шагов в разбеге .

10. Упражнения на совершенствование уме­ния выполнять финальное усилие при броске мяча, которые можно использовать и как домашние задания. Упражнения можно делать в парах или с резиновым жгутом, с отягощениями в виде стальных шаров, гантелей и др. .

11. Для совершенствования техники мета­ний и развития двигательных качеств приме­няют в большом объеме упражнения с набив­ными мячами .

Ошибки, допускаемые при метании малого мяча

Рекомендуемые упражнения по устранению ошибок

При хвате мяча мяч держат слишком крепко или слишком слабо

Хорошо изучите хват на основе приведенных нами объяснений и рисунков. Упражняйтесь в правильном выполнении хвата

Таз и правая нога слишком вывернуты вправо

Акцентируйте внимание на выносе носка стопы вперед. Стре­митесь к «скручиванию» в поясе

Метающая рука не полностью выпрямлена

Акцентируйте внимание на выведении руки назад. Чаще упраж­няйтесь в бросках мяча с места

При броске мяча метающая рука слишком отводится в сторону от туловища

Делайте упражнения для мышц плечевого пояса ; метания по цели, выполняя броски мяча из-за головы

При броске мяча голова и верхняя часть туловища отклоняются влево

Выполняйте дальние броски мяча через высокие препятствия. При этом следите за траекторией полета мяча

Левая нога «стопорит», в результате чего метатель сгибается в пояснице

Осуществляйте метание мяча с выполнением

«броскового» шага. При этом левую ногу ставьте на грунт, а потом выпрямляйте

Правая нога выставлена вперед, поэтому не­возможно нормальное перенесение усилия

Упражнение выполняйте медленно и правильно делайте отсчет

И еще несколько замечаний о взаимодейс­твии учителя и ученика в процессе обучения.

Поскольку деятельность учителя имеет целью передачу знаний ученику и руководство процес­сом усвоения знаний, формированием двигатель­ных умений и навыков, то обучение может быть полноценным только тогда, когда учитель выпол­няет роль лидера, опираясь на научно обоснован­ную теоретическую подготовку. Учитель должен знать научные основы теории физического вос­питания, техники спортивных двигательных дейс­твий и обучения им. Сюда относится также зна­ние основ психологии обучения, физиологичес­ких закономерностей приспособления организ­ма занимающихся к нагрузкам , и оптимальных путей их ис­пользования в процессе обучения.

Учебный процесс станет эффективным толь­ко при условии систематичности и дидактичес­кой обработанности всех элементов его орга­низации, включая учебный материал, а эффек­тивность усвоения материала зависит оттого, насколько точно школьник представляет задачи обучения и пути их решения. Если цель обуче­ния осознается школьником сравнительно прос­то, то частные задачи обучения зависят от усло­вий, от него скрытых и ясных только професси­онально подготовленному учителю, осуществля­ющему руководство при их решении.

Несмотря на то, что прочность усвоения ма­териала во многом зависит от свойств памяти занимающегося, учитель может влиять на эф­фективность запоминания. Он помогает ученику сформировать установку на запоминание учеб­ного материала, учит приемам запоминания, предлагает задания, способствующие произволь­ному и непроизвольному запоминанию двига­тельных действий. Запоминается и прочно усва­ивается, прежде всего, то, что актуально для уче­ника и имеет для него прикладную ценность.

В заключение отмечу, что в своих статьях я рассматриваю только основные упражнения в обучении бегу, прыжкам и метаниям, которые могут пригодиться учителям всех специализа­ций, вполне доступны для их выполнения школь­никами и достаточно эффективны при использо­вании на занятиях другими видами спорта .

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Обучение технике легкоатлетических упражнений — бег