Образ Вронского в романе «Анна Каренина»
Как и сам автор романа — Л. Н. Толстой, так и сюжет его и каждый из главных героев сложны, психологически нестабильны и с течением времени изменяемы. Толстой, несмотря на свой консерватизм, высокую нравственность и склонность к морализаторству, старался быть по отношению к своим персонажам объективным и снисходительным. Не писал никого одним только цветом, а разводил в палитре множество оттенков. На протяжении действия романа «Анна Каренина» герои развиваются , мыслят, живут.
В особенности касается это души Левина, чувств Кити и образа
Педантичный и внимательный к деталям, Лев Николаевич придирчиво и дотошно описывает Алексея Вронского: в начале романа, в середине и на последних страницах. Даже внешне молодой человек меняется кардинально, заметно и символично. В первых главах это плотного телосложения, розовощекий, румяный и белозубый бонвиван. Он наряден и щеголеват, подтянут и выглажен, статен, лих и доволен собой.
Кстати сказать, ни в одной из многочисленных киноэкранизаций романа не был Вронский ни «невысоким» ни «плотненьким-полненьким». Всегда он — красавец, бретер, стройный, как молодой ясень.
В центральной
Толстой уже не описывает его нарядов, блестящих золотом пуговиц и ровных завидных зубов. Автор, по-видимому, подчеркивает, что связь с Анной обернулась из светской легкой интрижки необычайно обременительной, глубокой и психологически сложной любовью, к которой наш герой был вовсе не готов.
На последних листах «Анны Карениной» перед читателями Вронский предстает отчаявшимся, постаревшим, застывшим. Глаза его не блестят в предвкушении всех жизненных благ, они полны страдания. Лицо будто бы «окаменело».
Это опять-таки печать произошедших с Алексеем событий. Трудно было легкомысленному и оптимистически настроенному молодому военному пережить настоящую драму. Не в таких традициях его воспитывали.
У Л. Н. Толстого есть склонность к классификации и противопоставлению героев друг другу в пределах одного художественного текста. Как персонажей мужского пола, так и женского. Это касается всех его крупномасштабных произведений, в особенности же — «Войны и мира» и «Анны Карениной». Здесь подобные «контры» достигают апогея, автором создаются многоугольники, в углах которых — главные и второстепенные герои, непременно сравниваемые по нескольким пунктам сразу.
Например: Кити Щербацкая и Анна Каренина. Начало романа — явно не в пользу Анны, особенно — сцены бала. Но Анна сравнивается и с княжною Тверской, перед которой имеет все возможные преимущества.
Также и Вронский Алексей. Два явных сравнения можно выявить в романе: С Левиным и с Карениным, мужем Анны. По всем статьям Вронский проигрывает обоим.
Он поверхностен и светсок. В нем нет подлинной искры интеллекта, как у Каренина, но нет и инстинктов, животного чутья, которым обладает Левин. Алексей Вронский — не глуп, не бесталанен, не пассивен. Наоборот — энергии и разнообразнейших желаний у него хоть отбавляй. Военный он блестящий, и многого смог бы добиться в карьере, если бы не пагубная его страсть к чужой жене.
Есть у него и артистические склонности, он недурной живописец, в Италии много рисовал и имел успех. Оказавшись «в ссылке» в собственном имении — стал заниматься его устройством и реформированием . Автор неоднократно подчеркивает: за что Вронский не взялся бы — все выходит у него ладно и удачно. Беда в другом: герой не может всей душой отдаться единственному делу, одной страсти. Любви ли, семье ли, общественной ли деятельности. Он распыляется, он неглубок.
И лишь в этом — его вина.
Во всем остальном Вронский — невиновен. Даже в самоубийстве возлюбленной, в котором автор его косвенно обвиняет. Алексей и представить себе не мог глубин души Анны, с которой делил постель.
В этом плане Каренин понимал и ценил ее больше гораздо. Был толерантен и внимателен. Но это — уже другая история.
Итак, А. Вронский был искренне влюблен, ни капли не лицемерен и готов жертвовать даже собственной карьерой, но все-таки недостоин той великой любви, которой одарила его Анна.