Написание разделительного ъ знака
Изучение написания
Разделительного ъ знака в начальных классах.
В начальных классах школьники часто допускают ошибки в написании слов с разделительным ъ. Для усвоения правила с разделительным ъ с первого урока предлагаю детям определить сходство и отличие его от разделительного ь. В ходе сравнения Дети устанавливают, что цель применения разделительных ъ и ь одинакова: чтобы согласный звук не сливался с гласным. Отличительные признаки записывают на доске по ходу наблюдений, дети же оформляют их в своих тетрадях.
Ъ | Ь |
1) только после приставок на согласную 2) перед гласными буквами е, е, ю, я | 1) в корне 2) перед гласными буквами е, е, и, ю, я |
Убедилась, что наибольший результат достигается в том случае, когда наряду с правилом используется таблица, систематизирующая все слова с разделительным ъ, которые встречаются в учебниках русского языка для. Если внимательно присмотреться к этим словам, то заметишь, что большая их часть на темы «ездят» и «едят». Это позволило классифицировать слова с разделительным ъ.
Образование слов:
1) съезд, въезд, объезд,
2) съехал, въехал, объехал, отъехал, подъехал, разъехались
3) съезжает, въезжает, объезжает, отъезжает, подъезжает, разъезжает ;
4) съел, въелся, отъелся, объелся, подъел, разъелся ;
5) съедает, объедает, отъедает, подъедает, разъедает
6) съемка, объем, подъем, разъем ;
7) съежился ;
8) объявление, отъявленный
9) объяснение, разъяснение ;
10) разъяренный .
Не вошли слова субъективный, разъединить, предъюбилейный и некоторые другие. По желанию учитель может составить таблицу, однако это затруднит ее запоминание и усвоение младшими школьниками.
Таблица используется и как демонстрационное пособие, и как индивидуальная карточка для каждого ученика, легко запоминается. В случае необходимости ее легко восстановить на доске вместе с учениками по следующим заданиям:
1) вспомните, после чего пишется разделительный ъ;
2) назовите две приставки из одной буквы, после которых пишется разделительный ъ;
3) назовите две приставки из двух букв;
4) назовите две приставки из трех букв;
5) вспомните, чем похожи эти приставки ;
6) назовите, перед какими гласными буквами пишется ъ;
7) назовите корни слов, которые начинаются с этих гласных.
Задания при работе с таблицей
1. Образуйте слова с разделительным ъ, используя все приставки.
2. Самостоятельная работа: кто больше слов придумает с
Разделительным ъ?
3. Кто последний назовет слово с разделительным г.?
4. Придумайте 5 слов с разделительным а и разберите их по составу.
5. Образуйте глаголы с разделительным ъ и корнем — ех — .
6. Образуйте имена существительные с разделительным ъ.
7. Образуйте имена прилагательные с разделительным ъ .
8. Образуйте разные части речи с разделительным ъ.
9. Просклоняйте имя существительное с разделительным ъ и корнем — езд — .
10. Назовите по таблице глаголы прошедшего времени с разделительным ъ.
11. Измените по родам глагол прошедшего времени с разделительным ъ.
12. Составьте рассказ, используя слова: школа, горка, воскресенье, лыжи, весело, кататься, объявление, подъезд, съезжать и др.
После неоднократного использования таких упражнений ошибки при написании слов с разделительным ъ встречаются крайне редко.