Лирика Лермонтова: произведения на фоне биографии
В феврале наши читатели получат брошюру «Уроки по Лермонтову в 10-м классе» популярного методиста Н. В. Беляевой. Однако Лермонтова много не бывает, и мы намеренно решили сопроводить названную брошюру еще двумя лермонтовскими разработками в этом номере, а в «Литературной карте» дать информацию о мемориальных местах, связанных с жизнью М. Ю. Лермонтова.
Представляется, что все это вместе окажет существенную помощь словеснику в разностороннем, свежем представлении творчества нашего величайшего писателя, выведшего русский романтизм
Каждый год мы обращаемся к творчеству М. Ю. Лермонтова. Безусловно, ученики должны представлять, чем жил и как мыслил поэт, потому что это один из ключей к пониманию его произведений. Однако ограниченное количество часов, отпущенных на уроки литературы, не позволяет нам очень подробно говорить о биографии.
Поэтому нужно предлагать ученикам такие биографические фрагменты, которые бы каждый раз, от урока к уроку, расширяли картину представлений о поэте, делали ее целостной.
Мы рассмотрим в статье три темы:
«Мотивы забытья и сна» ;
«Тема войны» ;
«Земное
Сразу оговоримся, что биографические фрагменты будут представлены полностью, а для анализа лирических произведений мы даем вопросы и задания учащимся и основные выводы.
Мотивы забытья и сна
Урок начнем с чтения вслух стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…» Беседы.
— Расскажите о мире, который окружает героя стихотворения.
Этот мир шумен, дик, бездушен, лжив, герой его не принимает.
— Что противопоставляет лирический герой такому миру?
Внутренний мир своей души, сотканный из воспоминаний и мечты. Это пространство овеяно свободой и свежестью мысли и чувства. Только здесь герой живет.
— Какую роль в стихотворении играет кольцевая композиция?
Она дает представление о соотношении двух миров — внешнего и внутреннего. Возвращение в мир реальности из мира мечты для героя неизбежно. Тем самым усиливается трагедия одиночества.
— Прочтите фрагменты из воспоминаний И. С. Тургенева и сравните взгляд на поэта со стороны с мировосприятием героя стихотворения.
И. С. Тургенев так запомнил поэта, встреченного на одном из балов: «Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза…» Ученики легко отмечают параллели между этим фрагментом и стихотворением.
Соотношение внутреннего и внешнего в этом человеке иллюстрирует еще один фрагмент воспоминаний И. С. Тургенева: «В наружности Лермонтова было чтото зловещее и трагическое; какойто сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас осознавал каждый».
Любопытно найти здесь переклички с портретом Печорина из повести «Максим Максимыч».
Любопытные переклички со стихотворением «Как часто, пестрою толпою окружен…» находим в стихотворении «Сон» . Перед беседой прочтем его вслух.
— Какие два мира открывает мотив сна?
Мир смерти и мир жизни , но между ними существует некое «пространство», которое и означено непосредственно сном. Отсюда герой видит все со стороны, и себя в том числе, и пространство для него не имеет значения, потому что он находится уже вне жизни, но еще и вне смерти.
— Как особенности композиции соотносятся с мотивом сна?
Поскольку композиция кольцевая, то в финале снова отчетливо возникает пространство вневременья — только в центре него находится уже героиня.
— Каким себя ощущает человек живущий и человек, готовящийся принять смерть?
И тот и другой одиноки: «лежал один я на песке долины», «и солнце… жгло меня»; «сидела там задумчиво одна». Таким образом, тема одиночества выходит за рамки социума и поднимается до масштабов бытия, то есть люди способны чувствовать друг друга только в этом «третьем» пространстве, созданном горем, тоской, отчаянием человеческой души. Возникает мысль о невозможности обретения счастья живущими.
— Тогда что подразумевается под сном, вынесенным в заглавие?
Сон — это не просто мечта о взаимопроникновении человеческих душ, а это еще и выражение философского представления поэта об участи человека, которая печальна, — одиночество абсолютно.
В стихотворении «Сон» отразились собственные впечатления и переживания Лермонтова, связанные с кавказской войной. Кроме того, из воспоминаний современников мы знаем, что М. Ю. Лермонтов был искренне привязан к В. А. Лопухиной и сохранил добрые с ней отношения. Свидетельством этому является стихотворение «Валерик», написанное в жанре послания.
В качестве Домашнего задания предлагаем прочитать «Валерик», сформулировать темы, затрагиваемые в нем, и определить композиционные части.
Тема войны
В октябре 1840 года М. Ю. Лермонтов сообщает брату В. А. Лопухиной: «Пишу тебе из крепости Грозной, в которую мы, то есть отряд, возвратился после двадцатидневной экспедиции в Чечне. Не знаю, что будет дальше, а пока судьба меня не очень обижает: я получил в наследство от Дорохова, которого ранили, отборную команду охотников, состоящую изо ста казаков — разный сброд, волонтеры, татары и проч., это нечто вроде партизанского отряда, и если мне случится с ним удачно действовать, то авось чтонибудь дадут; я ими только четыре дня в деле командовал и не знаю еще хорошенько, до какой степени они надежны; но так как, вероятно, мы будем воевать еще целую зиму, то я успею их раскусить. Вот тебе все обо мне самое интересное».
Исходя из этого письма, ученики определяют, что поэта занимают люди — люди на войне.
А несколькими месяцами раньше представленного письма, 11 июля, у речки Валерик произошло сражение, описанное в послании «Валерик» . Учащимся предлагается определить, такие же акценты расставляет лирический герой, являющийся участником военных действий, или нет.
Опираясь на домашнюю подготовку, ученики выделяют две композиционные части, связанные с описанием военных событий. И чтобы вполне понять лирического героя, предлагается сопоставить эти части по следующим позициям: 1) символика цвета; 2) подготовка к сражению; 3) описание боя; 4) состояние лирического героя после битвы.
Лучше всего сделать таблицу, состоящую из цитат; после каждого пункта записывается краткий вывод, а в конце дается обобщение. Приведем фрагмент подобной работы.