Конспект урока для 9 класса «Лингвистические парадоксы»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 7
Г. Вязьмы Смоленской области
Принята педагогическим советом МБОУ СОШ № 7 г. Вязьмы Смоленской области Протокол № 15 От |
Конспект
Лингвистические парадоксы
Составила: Чижик Ирина Николаевна
Пояснительная записка
Жизнь требует того, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Лингвистика, наука о языкознании, может и должна помочь учащимся в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру.
Речевая культура — явление несравненно более широкое, чем правильность речи. Правильность — важнейшее, но далеко не единственное качество культурной речи. Правильная речь может быть вместе с тем однообразной, бедной, невыразительной.
Элективный курс расширяет и систематизирует теоретические
Элективный курс предназначен для работы с обучающимися 9-х классов и рассчитан на 17 часов .
Цели курса:
— способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию обучающихся;
— помочь обучающимся в преодолении трудностей речевого поведения ;
— воспитать бережное, внимательное отношение к слову;
Задачи курса:
— развить творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности обучающихся;
— учить принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
— дать необходимые сведения о нормах литературного языка;
— обобщить полученные знания по русскому языку за курс 5-9 классов;
— активизировать внимание обучающихся к устной и письменной речи;
— подготовка к итоговой аттестации.
Изучение данного курса предполагает усвоение обучающимися лексических, грамматических, орфоэпических и стилистических норм русского языка, что позволит им повысить речевую культуру и грамотность в широком смысле этого слова, так как современный человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться к овладению богатствами национального языка.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет обучающимся оценить свои возможности, более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Основные методы и приемы работы:
Лекция;
Беседа;
Объяснение учителя;
Создание проблемной ситуации;
Анализ текстов различных стилей и типов;
Анализ готовых образцов сочинений;
Работа с тестами ГИА;
Различные виды грамматического разбора;
Работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
Создание таблиц, схем, алгоритмов;
Обсуждение, диалог;
Написание и редактирование сочинений-рассуждений;
Самостоятельная работа с учебной, справочной литературой;
Самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
В работе с обучающимися используются разнообразные формы и методы работы. Для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера.
Средства обучения: справочная и учебная литература, тексты различных стилей и жанров, готовые образцы сочинений, тесты ГИА , схемы, таблицы, компьютер.
По окончании курса учащиеся должны знать:
— теоретическое содержание основных разделов курса русского языка.
Новизна курса состоит в том, что он включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.
В результате изучения курса учащиеся должны
Знать:
— основные сведения о языке, речеведческие понятия;
— орфограммы и пунктограммы;
— стили и типы речи.
Уметь:
— определять стиль и тип текста;
— находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
— производить все виды разборов;
— соблюдать нормы литературного языка.
Содержание программы
Языковая логика
Тема 1. Лабиринт.
Понятия лингвистика и парадокс . Стройность, логичность, четкость языка. Языковые парадоксы.
Тема 2.Узаконенные ошибки.
Случайности в жизни слов. Языковые ошибки. Неологичность, противоречивость языка.
Синонимия в грамматике.
Тема 3. О богатстве и гибкости языка.
Многозначность слов и синонимия форм. Гибкость языка. Языковая логика.
Драгоценное наследие
Тема 4. Коварство времени.
Непрерывное развитие, изменение языка. Отличия современного языка и языка Пушкина.
Тема 5. Судьбы слов.
Тесная связь языка и Мифов. Общность языков разных народов.
Тема 6. Творцы новых слов.
Основные закономерности развития языка. Происхождение новых слов.
Тема 7. Мы открываем континенты.
Парадоксы лингвистической географии: названия континентов, морей, океанов, городов.
Из глубины веков
Тема 8.Седьмой падеж?
Изменение языка вместе с развитием общества. Раскопки в языке.
Тема 9. Вокруг местоимения.
Происхождение местоимений. Связь древнерусского и современного языков.
Тема 10. Кем работает Мама?
Употребление существительных женского и мужского рода в названиях профессий.
Тема 11.Тайна грамматического рода.
Родовая принадлежность слова. Несоответствие грамматического рода и пола
Постоянный поиск
Тема 12.Два главных парадокса лингвистики.
Определение понятий предложение и слово с точки зрения литературных героев и ученых-лингвистов.
Тема 13. Сколько частей речи в русском языке?
Переход слов из одной части речи в другую. Гибкость языка.
Тема 14. Грамматика и языковые ошибки.
Несколько значений падежа. Количество падежей в русском языке.
На пути к совершенству
Тема 15. Истины и предрассудки.
Переход от бытовой и деловой речи к художественной. Борьба за богатство и чистоту языка.
Тема 16. Уроки истории.
Появление новых слов в языке. Употребление иностранных слов.
Тема 17.Средство скрывать мысли.
Многозначность слов. Соответствие формы и содержания в языке.
Учебно — тематический план
Темы курса | Количество часов | Практические занятия | |
1. | Знакомство с целями и задачами курса. Лабиринт. | ||
2. | Узаконенные ошибки. | 0,5 | 0,5 |
3. | О богатстве и гибкости языка. | 0,5 | 0,5 |
4. | Коварство времени. | ||
5. | Судьбы слов. | 0,5 | 0,5 |
6. | Творцы новых слов. | ||
7. | Мы открываем континенты. | 0,5 | 0,5 |
8. | Седьмой падеж? | ||
9. | Вокруг местоимения. | 0,5 | 0,5 |
10. | Кем работает мама? | ||
11. | Тайна грамматического рода. | 0,5 | 0,5 |
12. | Два главных парадокса лингвистики. | ||
13. | Сколько частей речи в русском языке? | 0,5 | 0,5 |
14. | Грамматические и языковые ошибки. | ||
15. | Истины и предрассудки. | ||
16. | Уроки истории. | ||
17. | Средство скрывать мысли. | ||
13,5 | 3,5 |
Календарно-тематическое планирование
Темы курса | Дата по плану | Дата фактич. |
Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса. Лабиринт. |
Узаконенные ошибки. |
О богатстве и гибкости языка. |
Коварство времени. |
Судьбы слов. |
Творцы новых слов. |
Мы открываем континенты. |
Седьмой падеж? |
Вокруг местоимения. |
Кем работает мама? |
Тайна грамматического рода. |
Два главных парадокса лингвистики. |
Сколько частей речи в русском языке? |
Грамматические и языковые ошибки. |
Истины и предрассудки. |
Уроки истории. |
Средство скрывать мысли. |
Формы и средства контроля
Устные и письменные зачеты, тестирование.
Перечень учебно-методических средств обучения
Для учителя:
1.Волгина Н. С. Орфография и пунктуация.
2. Граник Г. Г. Секреты орфографии. М., 1996.
3.Львова С. И. ГИА 2015. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс. М., Эксмо , 2008.
4.Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. М., Просвещение , 1988.
5.Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989.
6.Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.
7.Средства ТСО: ноутбук, проектор.
Для обучающихся:
1. Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992.
2. 2. Граник Г. Г. Секреты орфографии. М., 1996.
3.Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.
4.Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.
5.Различные виды лингвистических словарей.
6. Коротченкова Л. В. ГИА по русскому языку. Тренировочные работы. — Саратов: Лицей, 2014. — 80 с.