«Кабала святош», анализ пьесы Булгакова
История создания
Пьеса «Кабала святош» была написана Булгаковым в 1929 г. В 1930 г. пьеса была разрешена к постановке, но запрещена цензурой спустя 2 месяца. В 1931 г. Сталин беседовал с Булгаковым и разрешил играть пьесу. К этому приложил руку Максим Горький. Но цензура изменила название на «Мольер», потребовала убрать намеки на современность . БДТ и МХАТ заключили договоры на постановку, но БДТ вскоре отказался от постановки из-за критической отрицательной статьи, подчеркивающей неактуальность пьесы.
Премьера состоялась в 1936 г.
В пьесу Булгаков перенес свои отношения со Сталиным. В подтексте не Людовик запрещает Мольеру «Тартюфа», разрешая играть только смешные комедии, а Сталин запрещает Булгакову все пьесы, разрешая только «Дни Турбиных».
Литературное направление и жанр
Критик Вишневский обвинил Булгакова в том, что проблемы 17 в. неактуальны в советском обществе. Он предлагал читать пьесу как историческую хронику. Булгаков определял жанр своей пьесы как романтическую драму. Булгаков не стремился к биографической точности.
Писатель указывает на две погрешности, призванные усилить драматический
По общепринятой классификации драматических жанров «Кабала святош» — трагедия, потому что главный герой умирает, пережив жизненное крушение.
Пьеса относится к реалистическому направлению. Показан тип писателя и тип тирана, которые хорошо накладываются на Мольера и Людовика, на Булгакова и Сталина, на всех прошлых и будущих творцов и тиранов. Их поведение обосновано психологически.
Проблематика
Основная проблема — судьба и творчество писателя, которому пришлось жить во времена тирана. С этого начинается пьеса: Мольер превозносит свое время, потому что это время Людовика. Но судьба творца и его произведений зависит от одного человека, который требует слепого обожания и поклонения. Проблема отношений Мольер — Людовик 14 переносится на отношения Булгаков — Сталин.
Это заметили сразу, Сталину и Молотову была направлена записка, в которой разоблачался «тайный политический замысел» писателя: показать бесправие писателя при абсолютной монархии и диктатуре пролетариата.
Одна из проблем — профессиональное и личностное в человеке. С точки зрения Станиславского, Булгаков создал, прежде всего, просто человека, а не человека огромной воли и таланта. Мольер как гений, как артист не интересует Булгакова.
Ему интересна простая человеческая жизнь Мольера.
В пьесе поднимается проблема человеческого сердца. Библейская основа лейтмотива — фраза о том, что сердце человеческое лукаво и крайне испорчено. Таковы сердца кабалы святош. Но даже сердце Муаррона, по словам Мольера, не подходит для работы в сыскной полиции.
А сердце Мольера так хорошо, что болеет от несправедливости мира и, в конце концов, не может жить. Муаррон только пугает, что жизнь его продолжаться не может. Жизнь Мольера действительно не может продолжаться.
Конфликт
Внешние конфликты Мольера разнообразны и объясняются его тяжелым вспыльчивым характером. Мольер ругается со слугой, с другими актерами, первой и второй женой, приемным сыном. Его нападки на религию в «Тартюфе» становятся причиной конфликта с Кабалой и впоследствии с королем.
Все положительные герои обременены внутренними конфликтами, и именно это отличает их от отрицательных. Внутренний конфликт заставляет человека жить двойными стандартами, так что самому герою это противно. Так в первом действии Мольер славит короля, потому что именно от него зависит постановка его пьес, а в последнем, лишившись его милости, обличает.
Сюжет и композиция
Пьеса состоит из 4 действий. Между первым и вторым действием проходит от 7 до 10 лет . В основе бытового сюжета — возможная кровосмесительная связь по незнанию Мольера с собственной дочерью. Историки не подтверждают такой связи в жизни Мольера. Сюжет отсылает к древнегреческому мифу об Эдипе, который по незнанию женился на собственной матери.
Мольер попадает в положение древнегреческого героя, чья жизнь полностью зависит от воли богов, а боги несовершенны. Таким богом в пьесе выступает Людовик 14, который распоряжается судьбами всех своих подданных, а не только Мольера. Он делает Мольера придворным поэтом, становится крестным отцом его детей . А потом запрещает Мольеру играть «Тартюфа» и лишает его своей милости, послушавшись заверений Кабалы Священного писания во главе с архиепископом в безбожии мэтра.
Мольер умирает, оставленный Армандой, лишившийся поддержки умершей Мадлены, переживший предательство приемного сына, но умирает он на сцене! По словам верного актера труппы Лагранжа, Мольера убила немилость короля и черная Кабала.
Герои пьесы
Жан-Батист Поклен де Мольер — главный герой пьесы. Его характер изображен очень реалистично. Все события первого действия раскрывают черты характера Мольера.
С первых реплик читатель узнает, что Мольер болен. Отыграв роль Сганареля, Мольер появляется в уборной, держась за сердце. Актер вспыльчив, набрасывается на слугу Бутона, обвиняя его в том, что он сбил свечу. Мольер смущается, когда оказывается, что это сделал он сам.
Он великодушен, заглаживает свою вину, дарит Бутону свой кафтан вместо разорванного им.
Часть личностных характеристик дана в ремарках, из которых читатель узнает, что Мольер чуть заикается в жизни, но на сцене «первоклассен». Неисчерпаемо богатство его интонаций, движений, гримас, заразительна улыбка. В быту Мольер чувствует себя старым, седым, он окружен врагами и боится позора.
Речь Мольера, обращенная к Людовику, строится на контрасте и парадоксе. Он начинает с того, что ему нечего сказать королю, а заканчивает тем, что славен игрой во время великого французского короля Людовика.
Мольер справедлив, берет себе только десятую часть денег, пожалованных королем, а остальное делит между актерами.
Бутон характеризует Мольера как великого артиста по профессии и грубияна по характеру. Арманда считает его смелым и великим.
Мольеру до конца жизни не хватает Мадлены, с которой он привык советоваться в трудную минуту. Сама Мадлена называет Мольера страшным человеком и боится его.
Несчастья меняют Мольера. Он не только признает, что у него необузданный характер, но и справляется со своим гневом, даже не дает Лагранжу убить Муаррона. Мольер прощает приемного сына и открывает перед ним двери дома.
Он великодушен.
В четвертом действии именно Мольер становится выразителем авторской мысли. Он восклицает: «Ах, сердце человеческое», осуждая поведение короля, «куманька».
Все окружение Мольера пользуется им в корыстных целях. Бутон заодно с подаренным кафтаном присваивает себе и штаны Мольера, и две серебряные монеты в кармане.
Бутон — типичный персонаж-трикстер. Он смешон в своей важности. Бутон считает, что он хорошо воспитан, потому что француз.
Бутон неудачник, как и Мольер. Он прогорел на торговле пирожками, потом попал к Мольеру.
Мольер нуждается в грубых шутках Бутона, который ему предан. Слуга повторяет, усиливает слова Мольера. Бутон боится, чтобы Мольер не сказал ничего лишнего или запрещенного.
Он любит Мольера и во имя этой любви просит его бежать в минуту опасности.
Лагранж отделен от остальных персонажей изначально. Читателю кажется, что он не заражен общим ожиданием из-за зависти. Но в момент потасовки Мольера с Бутоном Лагранж плачет.
Он — хранитель тайны Мадлены, черный рыцарь, преданный ученик.
Людовик 14 показан как человек, живущий импульсивно. С одной стороны, он сочувствует де Лессаку, которого за обман должен ударить подсвечником, обругать, посадить в тюрьму. С другой стороны, он выспрашивает о последствии крапления карт с иезуитским любопытством.
Он сажает Лессака в тюрьму на месяц, но велит отдать ему выигрыш.
Манера говорить у Людовика напоминает библейскую манеру Христа. Он задает вопросы, повторяет утверждения других, сам же ничего не утверждает. Он делает это не для того, чтобы прояснить истину, как Христос, а потому что сам во всем сомневается.
Людовик разоблачается Булгаковым в последних двух действиях. Его манипуляции — следствие испорченного сердца. Мольер называет Людовика тираном, который подобен золотому идолу с изумрудными глазами. Идол раздавил Мольера, а тот всю жизнь лизал ему шпоры.
Лозунг Мольера «Ненавижу королевскую тиранию» — это лозунг самого Булгакова, который, как Мольер, боится говорить, что думает.
Мадлена — воплощение спокойной семейной старости для Мольера. Страсть его давно прошла. Мадлена предлагает Мольеру радости семейного быта: он читает третий акт «Тартюфа», может с ней посоветоваться, любит грелку свечи, камин.
Мадлена все еще любит Мольера, она ползает на коленях и умоляет не оставлять ее, готова даже на связь Мольера с другой женщиной.
Муаррон — приемный сын Мольера. Арманда называет Муаррона самым опасным человеком в Париже, Мольер — бесчестным бродягой и усыновленным вором. Став предателем и почти пережив смерть , Муаррон меняется.
Он тоже приобретает одну из черт Булгакова — покорность судьбе. Он действительно роднится с Мольером, потому что оба они обвиняются в преступлении. Муаррон называет себя человеком с пятном.
Поэтому его не следует трогать и нельзя оскорблять, ведь он не может ответить.
Справедливый сапожник высказывает сокровенную мысль Мольера о том, что королевство без доносов существовать не может, а доносчики — это сволочь. Он — выразитель акцентов, идей в форме подтекста.
Стилистические особенности
Ремарки пьесы похожи скорее на эпические вставки и трудновыполнимы. Например, глаза дю Круази «опрокинуты», на всех вещах и людях «печать необыкновенного события, тревоги и волнения».
Некоторые фразы благодаря подтексту приобрели афористический смысл. Людовик бросает: «Люблю всех моих подданных, в том числе и бродячих».
Тема предательства, связанного с дьяволом и адом, раскрывается, прежде всего, через образ архиепископа Шаррона. В исповедальне он страшен, в дьявольской митре, крестит Арманду обратным крестом. Булгаков продумывает также световое сопровождение и звуковое .
Булгаков использует стилистические возможности языка. Например, речь отрицательных персонажей у него изобилует канцеляризмами даже в простом разговоре. Булгаков подчеркивает, что люди, подобные Муаррону или Шаррону обо всем судят формально.
Так Муаррон говорит, что повесится вследствие того, то его жизнь больше продолжаться не может.
В пьесе много библейских мотивов. Кроме уже упомянутых, обыгрывается возвращение блудного сына, мотив повешения предателя, мотив первородного греха.