Урок русского языка в 1 классе на тему «Алфавит»

Урок русского языка в 1 классе на тему «Алфавит»

Составила:

Семенец Лариса Викторовна,

Учитель начальных классов

МБОУ «Тюлькинская ООШ».

Тема: Алфавит

Цели: закрепить первоначальные знания детей об алфавите; дать представление о практическом применении знания алфавита.

— формирование УУД:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные: выполнение заданий с использованием

материальных объектов , поиск и выделение необходимой информации; Умение применять правила, пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями. Умение работать со словарем.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; учиться работать по предложенному учителем плану, самоконтроль и взаимоконтроль результатов письма.

Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы для организации собственной деятельности, формулировать свои затруднения, видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из

них.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный

Поисково-исследовательский

Ход

Послушайте музыку. Из какой она сказки?

А вы знаете, что Буратино тоже учился? Кто был его учителем?

Для чего я ее вам включила? Мы с вами сегодня будем учиться вместе с Буратино. Будем ему помогать?

Орфографическая минутка.

Мальвина задала Буратино предложение.

У Гриши жила сорока Капа.

— назовите орфограммы. Какое правило использовали для написания первого слова?

Запись под диктовку.

самопроверка.

Самоопределение к деятельности.

— Мальвина еще одно предложение задала. Прочитайте предложение.

Сорока Капа нашла арбузное семечко.

— как узнать какие буквы нужно записать на месте пропусков?

— возьмите орфографический словарь, найдите слово семечко.

— почему у вас не получилось найти это слово?

— как же находят другие?

Работа по теме.

— кто ответит как найти слово в словаре?

— что такое алфавит?

Работа с алфавитом.

Посмотрите на алфавит. Сколько букв в русском языке?

Где расположена буква С? (Примерно в середине, значит начнем искать в середине.

Найдите слово «семена» в словаре, прочитайте, вставьте пропущенные буквы.

Что помогло нам найти нужное слово в словаре?

Какое название правильное «алфавит» или «азбука».

— Попробуйте объяснить, почему ее так назвали «азбука»? Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Каких?

Из этих названий и получилось слово «азбука». Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита».

Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и живут у нас слова-близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и то же; все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет свое постоянное место и название.

Кто создал азбуку? Прочитайте в учебнике стр. 50 упр.90

Запишите предложение. Почему Кирилл и Мефодий написаны с большой буквы. Подчеркните имена собственные.

8. Знакомство с историей алфавита.

Историк Геродот писал, что древние люди научились письму от финикийцев.

Буквы в финикийском алфавите расположены в определенном порядке. Он является родоначальником греческого, арабского и других алфавитов.

От греческого алфавита произошел церковнославянский, составленный братьями Кириллом и Мефодием. Этот алфавит имеет другое название кириллица.

При Петре 1 появился более легкий для чтения вариант алфавита кириллицы, которым с небольшими изменениями пользуются в России и сейчас.

— Где в жизни человек используется алфавит? (Составление списков, словарей, энциклопедий, в библиотеке.

Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

Книги в библиотеке стоят по алфавиту.

Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту.

Справочники составляются по алфавиту и т. д.

Мальвина дает задание Буратино — представь себе, что ты в библиотеке. Тебе нужно расставить книги данных писателей на свои места, т. е. в алфавитном порядке.

Есть ли среди этих писателей фамилии на букву А?

Значит, ищем фамилии на следующие по порядку буквы. Итак, какую фамилию напишем первой?

-Записываем «Житков Б.». Продолжите. Проверка.

Прочитайте, как вы расположили фамилии писателей.

Физминутка.

Следующее задание Мальвину

— Расставьте имена в алфавитном порядке.

Взаимопроверка.

Только Буратино хотел сбежать от Мальвины, как получил еще одно задание.

— вставь пропущенные буквы в алфавит.

Так как ты запомнил алфавит, запиши в алфавитном порядке слова

Это интересно.

VIII. Домашнее задание.

Выучить алфавит.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок русского языка в 1 классе на тему «Алфавит»