Читаем «Парус» Лермонтова

Занятие рассчитано на пяти-, шестиклассников. Материал расписан подробно именно в расчете на молодого словесника; можно сокращать и перестраивать его по своему усмотрению. До начала занятия на классной доске делается следующая запись:

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. увы лазурь струя мятежный

Начинаем беседу с классом. Вот ее примерный ход. Прочитаем предложение на доске:

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

Теперь я заменю точку восклицательным знаком. Что изменилось в этом высказывании? В первом случае

было только сообщение о том, что в море парус; теперь мы ощущаем человека, который говорит. Нам передается его взволнованность — ведь эта фраза заключает в себе то же чувство, что и возглас: «Смотри, парус в море!»

Не скажете ли, какое слово является главным в восклицательном предложении «Смотри, парус в море!»? А в нашем восклицательном предложении? Прочтем это предложение так, чтобы передать то чувство, которым охвачен рассказчик.

Короткая фраза: «Смотри, парус в море» подсказывает, как, с какой интонацией надо прочитать это длинное предложение.

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом!

Теперь

от доски и слов, написанных на ней, пришла пора обратиться к тексту самого стихотворения. Можно сделать это так.

В одном из писем совсем еще юного, восемнадцатилетнего поэта Михаила Лермонтова есть такая приписка: «Вот еще стихи, которые я сочинил на берегу моря». Затем следует само стихотворение. Строчки на нашей доске — его начало.

Заметьте: в конце предложения стоит восклицательный знак с многоточием. Увиденная картина — парус в открытом море — потрясла юношу. Восклицательным знаком отмечена та душевная взволнованность, которая охватила его. А многоточие означает, что не все сказано и требуется длительная пауза, чтобы этой паузой заполнить то, что недосказано.

А недосказано, не высказано множество мыслей, разом нахлынувших на юного поэта.

Удалось ли Лермонтову свои чувства и свои мысли донести до читателя, мы будем решать, прочитав стихотворение. Но для этого мы должны хорошо вникнуть в произведение. И начнем вот с этих двух строчек.

Еще раз прочтем их и постараемся мысленно увидеть то, о чем в них говорится.

Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!..

Настроим внимание: море голубое или туман голубой?

Вот мы прочитали эти строчки и теперь вместе с автором стихотворения видим: в тумане моря белеет парус. Где видится вам этот парус: далеко от вас или тут же, рядом? Можно ли о парусе, если он не далеко от нас, сказать: «белеет в тумане моря»?..

Когда будем читать стихотворение, узнаем, что парус находится очень далеко от наблюдателя.

При вдумчивом чтении этих строчек возникает несколько вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы увидеть картину такой, какой она изображена поэтом.

Можно ли в тумане увидеть парус, который находится далеко от нас? Теперь нам необходимо проявить пристальное внимание ко всему, что говорится о тумане, чтобы выяснить, что же это за туман такой, в котором можно видеть парус.

Вы все, конечно, видели туманы. Скажите, какого цвета туман? А какого цвета туман в стихо­творении?

О туманах мы говорим, например, так: «туман над лугом», «туман на улице», «туман в низине», — и никогда не скажем: «туман луга», «туман улицы», «туман низины». А здесь как сказано? «В тумане над морем»? Так что же это за Голубой туман моря?..

Замечали ли вы, что все предметы, удаленные от нас на большие расстояния, приобретают голубоватый оттенок?.. Почему это происходит? Голубая окраска особенно хорошо наблюдается в ясную погоду. В ясный солнечный день и морская даль окрашивается в голубоватый цвет.

Вот в таком голубом «тумане» моря мы и видим парус, а правильнее сказать так: на фоне морской дали голубой мы его видим.

Представьте себе и подумайте: бескрайнее и непредсказуемое в своей стихии море; его высокие угрожающие волны не захлестывают нас, потому что мы на берегу и они не докатываются до нас; а далеко в море на опасных его волнах одинокий парус.

Если смогли представить себе эту картину, скажите, какие мысли и чувства возникли у вас? Не позавидовал ли кто-нибудь из вас тому смельчаку, который управляет этим парусом? Не захотелось ли оказаться на его месте, под парусом? Или его смелость, его рискованное, опасное для жизни состязание с морем кажется вам безрассудством?

Или может быть, кто-нибудь из вас сожалеет о том, что не хватит смелости вот так выйти в открытое море под парусом?

Лермонтову не надо было воображать картину моря с парусом, как приходится это делать нам с вами. Вспомним слова из его письма: «Вот… стихи, которые я сочинил на берегу моря». Одинокий парус в голубой морской дали он увидел наяву.

Теперь необходимо объяснить некоторые слова. Лермонтовым написано Одинокой, с окончанием — ой. Это не ошибка, так говорили раньше.

Так и мы будем читать.

Увы — возглас, выражающий чувство сожаления, горечи.

Лазурь. Скажите, каким мы видим небо в ясный солнечный день? Иначе такое небо можно назвать лазурным.

Лазурное небо — это какое небо? А теперь скажите: Лазурь — это какой цвет? Существительное Лазурь употреблялось также в значении «небо».

А существительное Струя могло употребляться в значении «вода». Скажите, как понимать выражение: струя светлей лазури?

Мятежный. Прилагательное Безмятежный знакомо вам? Что оно обозначает?

А что означает прилагательное Мятежный, например, когда говорят о человеке «мятежная душа», «мятежный характер»?

Послушайте стихотворение целиком . Понравилось ли оно вам? Как думаете, только ли о парусе это стихотворение? Не возникло ли у вас ощущение чего-то таинственного в нем, скрытного, такого, до чего хочется дознаться, о чем хочется поразмышлять?

Давайте пройдемся по тайникам стихотворения.

Вот Лермонтов видит в море парус. Этот парус для — него не просто белое полотно. Он просит бури, он что-то ищет, у него есть родной край. Этот парус для поэта нечто одухотворенное, это существо, наделенное чувствами, стремящееся к каким-то неведомым целям.

Так, как Лермонтов рассказывает о парусе, можно говорить только о человеке.

А может быть, и в самом деле здесь рассказано о человеке? Ведь плывет же под парусом кто-то. Обратимся к вопросам, которые возникают у поэта при виде паруса.

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..

Он — это кто? Парус или человек? К парусу или человеку направляет поэт свои вопросы-раздумья?

Когда будете читать стихотворение дома, попробуйте в своем воображении заменить парус человеком. Сделать это нетрудно: заметили, наверное, что в стихотворении слово Парус постоянно заменяется местоимением Он? Найдите эти места в стихотворении.

Что ищет он в стране далекой?

Таким вопросом задается Лермонтов, наблюдая за парусом. Находите ли вы в стихотворении ответ на этот вопрос? Скажите, зачем парус в море? Так Что ищет он в стране далекой?

Прочтите строчку, в которой содержится ответ.

А он, мятежный, просит бури…

Вспомним, что значит Мятежный в словосочетаниях «мятежная душа», «мятежный характер»?

Как думаете, чем может быть вызвана мечта о буре? — Желанием испытать себя в чрезвычайных обстоятельствах, проявить свои способности в смертельно опасной обстановке, стремлением к подвигам и неприятием покоя, бездеятельности. Такова жизненная позиция человека с неспокойной, мятежной душой, того, кто жаждет бури.

Прочтем следующую строчку.

Как будто в бурях есть покой!

Это голос уже другого человека, у которого жизненная позиция иная. Ему не дано понять, почему кто-то просит бури. Вот если бы в бурях был покой, тогда ему все было бы понятно.

Какая из этих жизненных установок вам более по душе? Какой из них хотелось бы вам следовать в своей жизни? Как вы думаете, какой позиции придерживается Лермонтов?

Мысли и чувства, охватившие Лермонтова при виде паруса, были как бы сопереживанием душевному состоянию мятежного пловца. Но оно, это состояние, было воображено поэтом, вымышлено им, «выдумано», так что стихотворение выражает в действительности и мир самого Лермонтова. Послушайте, что писал он о себе за год до создания «Паруса», когда ему было шестнадцать лет.

Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал… понять

Я не могу, что значит отдыхать. ………………………………………………..

Всегда кипит и зреет что-нибудь В моем уме. Желанье и тоска Тревожат беспрестанно эту грудь. Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка, И все боюсь, что не успею я Свершить чего-то!..

Уясним из этих стихов, к чему готовил себя юный поэт, какой жизненный путь выбрал из того множества дорог, на распутье которых оказывается каждый молодой человек. Послушайте и вдумайтесь в его слова.

Мне нужно действовать… …понять Я не могу, что значит отдыхать.

…я каждый день Бессмертным сделать бы желал…

И все боюсь, что не успею я Свершить чего-то!

Сравним, что пишет Лермонтов о парусе и о себе. Парус у него Мятежный, то есть какой? Подумайте, к мятежным или безмятежным следует отнести Лермонтова, лирический герой которого о себе рассказывает следующее:

Всегда кипит и зреет что-нибудь В моем уме. Желанье и тоска Тревожат беспрестанно эту грудь.

Не скажете ли теперь, прослушав эти слова, почему парус в глазах Лермонтова мятежный?

Сравним еще несколько цитат из этих стихотворений.

О Лермонтове: Понять я не могу, что значит отдыхать.

О парусе: Он… просит бури.

Покоя ли просит парус?.. А Лермонтов знает, что такое покой?.. Сравним еще пару цитат.

О Лермонтове: Мне нужно действовать.

О парусе: Он… просит бури.

Не для того ли просит бури, чтобы действовать, и притом энергично, бурно, с полной отдачей сил, как того требует штормовая обстановка? А для Лермонтова, которому нужно действовать, не зная отдыха, не является ли буря желанной стихией?

Каким же предстает перед нами по этим стихотворениям юный Лермонтов? Человеком с мятежной душой , сомневающимся в своих возможностях , не удовлетворенным жизнью , стремящимся через непрестанный труд к большим деяниям .

Но вернемся на берег моря. Бесстрашный парус будоражит воображение юного поэта, вызывает сильные чувства и поток мыслей. Наблюдаемая картина и возникающие мысли тут же ложатся в стихи.

Складывается небольшое стихотворение из трех строф. В каждой строфе и картина моря с парусом, и навеянные ею мысли.

Что же является главным в содержании стихотворения: картины морского пейзажа или раздумья поэта?

Но для внимательного читателя и в картинах, изображающих природу, есть своя загадка. Давайте перечитаем стихи с описанием пейзажа — это первые две строчки каждой строфы.

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!..

Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит…

Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой…

Каким изображается море в первой строфе: бурным или спокойным? А во второй строфе? А в третьей строфе?

Выходит, пока Лермонтов наблюдал парус, море трижды поменяло свой состояние? Возможно ли такое в действительности? Почему же во второй строфе Лермонтов изображает море бурным, со штормовым ветром?

Перечитаем строфу целиком.

Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Можно ли усомниться в том, что парус не ищет счастья? Разбушевавшаяся морская стихия изображена в таких красках, что у читателя не может даже возникнуть мысли о том, что парус ищет какие-то блага для себя.

Прочтем третью строфу.

Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Вода светлей лазури бывает тогда, когда море совсем спокойно, а над морем эта самая лазурь с ярким солнцем. Кому же не по душе может быть такое море?

В первой строфе море описывается через «туман моря» — вспомним, что названо туманом? На фоне этой голубой дали морской виден парус — таким образом указывается его местонахождение. Скажите, далеко или близко он от берега?

Ведь парус потому и произвел сильное впечатление на поэта, что одиноко плавал далеко в море, В стране далекой.

Обдумаем то, что мы нашли. Стихотворение «Парус» — это не зарисовка с натуры плывущего по морю паруса. Лермонтову важно было передать свои мысли и чувства.

В каждой строфе пейзаж изображен так, чтобы помочь четче выразить мысль и полнее передать чувство. Читая стихотворение, мы ощущаем, как сквозь думы и переживания поэта проглядывает его восхищение силой человеческого духа.

Владимир Иванович Жителев, Автор статей об изучении литературы в школе. ; Жанна Ивановна Жителева, Учитель русского языка и литературы Томилинской средней школы № 9, г. Люберцы Московской области
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Читаем «Парус» Лермонтова