Жан Кальвин
После спада первой волны Реформации подымается вторая волна, связанная с личностью французского теолога Жана Кальвина , который большую часть своей жизни провел в Швейцарии.
Герой его ранних сочинений — человек, до ущербности несоразмерный творцу, но в то же время наделенный возвышенным божественным сознанием свой несоразмерности. Ничтожество трактуется как качество, присущее только одному божественному совершенству. Абсолютно неправомерно, чтобы одни люди взирали на других с божественной высоты, только перед богом люди равны.
Кальвин
Кальвинизм, однако, еще более упростил христианский культ и богослужение, придав церкви демократический характер , отделил ее от государства, хотя и оставил самостоятельной политической системой.
Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, т. е. земная жизнь — это
Для Кальвина демократия — не лучший способ правления, он считал наиболее удачной политической системой олигархию, в крайнем случае — умеренную демократию. С 1536 года Кальвин поселился в Женеве, где в 1541 году становится фактическим диктатором города, добивается подчинения светской власти церкви.
Основа кальвинизма — учение о божественном предопределении. Кальвин упростил и усилил это учение, доведя его до абсолютного фатализма : одни люди еще до рождения предопределены богом к спасению и небесному блаженству, а другие — к гибели и вечным мукам, причем никакие действия человека, ни его вера не в силах это исправить. Человек спасается не потому, что верит, а верит потому, что предопределен к спасению.
Божественное предопределение скрыто от людей, и потому каждый христианин должен прожить свою жизнь так, как если бы он был предопределен к спасению.
Кальвин проповедовал предельное ограничение своих жизненных потребностей, отказ от земных удовольствий, бережливость, постоянный упорный труд и совершенствование профессионального мастерства. Успех в профессиональной деятельности — признак богоизбранности, профессия выступает как призвание, место служения богу, поэтому профессиональный успех — самоценность, а не средство достижения материальных благ.
Критика роскоши и праздности переходила в отрицание художественного творчества, литературы и искусства, в запрет на все увеселения и развлечения.